Главная - Новости - Главные новости - По следам Второй Отечественной. Ставка главкома

По следам Второй Отечественной. Ставка главкома

По следам Второй Отечественной. Ставка главкома

Утром 2 августа 1914 года (здесь и далее даты указываются по старому стилю. – Авт.) на станции Барановичи среди военных эшелонов появился необычный поезд. Состоял он из нескольких пассажирских вагонов первого класса, курсировавшего до войны между Санкт-Петербургом и Берлином экспресса «Nordic Express», вагона-ресторана и старинного вагона-салона. Миновав станцию, состав свернул с главного пути на неприметную ветку, уходящую в лес. Едва ли кто из пассажиров этого поезда мог даже предположить, что «Nordic Express» уже никогда не бывать в германской столице, а глухой железнодорожный тупик будет громко именоваться «Ставка Верховного главнокомандующего» и станет их пристанищем на целый год.

 

Из соображений практических и… мистических

 

Как известно из истории, Николай II назначил Верховного главнокомандующего за несколько часов до объявления войны Германией. Им стал дядя царя – великий князь Николай Николаевич, по мнению многих его современников, «человек очень высокого роста, но, увы, не столь же высокого полководческого дарования». Пока шло мобилизационное развертывание войск, новоиспеченный главком находился в Санкт-Петербурге. 31 июля, на 14-й день мобилизации, штаб Верховного главнокомандующего выехал в Барановичи.

 

 

 

Тому, что местом для Ставки был выбран мало кому известный небольшой городок, было несколько причин. Во-первых, стратегически Барановичи находились в центре двух основных фронтов: Юго-Западного и Северо-Западного. Кроме того, здесь находился узел железных дорог, связанных со многими районами страны. Определенную роль сыграли шпиономания и стремление главкома оградить господ офицеров от «соблазнов большого города». В свою очередь злые языки в штабных кулуарах поговаривали, что выбору Николая Николаевича, имевшему известную слабость к мистике, Барановичи были обязаны церкви военных железнодорожников, посвященной имени небесного покровителя великого князя – Святого Николая (Кочана) Христа ради Юродивого Новгородского Чудотворца. Так это было или иначе, но расположилась Ставка в районе, окруженном лесом военного городка железнодорожной бригады, ушедшей на фронт.

 

Жизнь на колесах

 

«Ряды солдатских бараков и офицерских домиков в порядке и просторно раскинулись среди сосновой рощи, соединяемые аккуратными дорожками. Деревянная церковь с колокольней придает поселку уютный вид. За ним тянется довольно густой сосновый лес» – так описывает Ставку в своих воспоминаниях бывавший там генерал-майор отдельного корпуса жандармов Александр Спиридович. Все дома и казармы, занимаемые в мирное время железнодорожной бригадой, теперь использовались для занятий чинов штаба и размещения охраны. Проживали офицеры штаба Верховного главнокомандующего (а их было, не считая офицеров частей, несших охрану, приблизительно 60 человек) в тех же поездах, в которых они прибыли в Ставку. Составов было два. В одном отдельные вагоны занимали сам главнокомандующий, его начальник штаба и генерал-квартирмейстер, военные представители союзников, протопресвитер. В другом – остальные чины Ставки. Рядом с вагонами были разбиты цветники, проложены деревянные тротуары, а к лету 1915-го над вагонами построили навесы от солнца и рядом установили большой шатер для совещаний. Поезд великого князя стоял у дома, где раньше располагался командир железнодорожной бригады. В этом небольшом здании находилось управление генерал-квартирмейстера, к нему были подведены прямые провода связи с фронтом и столицей.

 

 

 

По воспоминаниям очевидцев, великий князь Николай Николаевич никогда не работал по ночам. Он вставал в девять утра, умывался, разговаривал со своим доктором, просматривал письма и телеграммы, которые приносил дежурный адъютант. После этого он пил чай. В зависимости от экстренности дела, до или после чая к главнокомандующему являлся с докладом начальник штаба Янушкевич. В десять утра они вместе шли в дом, где размещалось управление генерал-квартирмейстера, и заслушивали его доклад. Завтракали в 12 часов. После завтрака Николай Николаевич обязательно отдыхал. В 16 часов снова был перерыв на чай, во время которого великий князь любил с кем-либо побеседовать. Обед накрывали в 19 часов 30 минут. И, наконец, в 21 час 30 минут подавали вечерний чай. Без служебной надобности Николай Николаевич почти не покидал своего вагона, лишь иногда по утрам совершал прогулку на автомобиле или верхом по окрестностям, а по воскресеньям ездил на службу, в церковь, находившуюся в центре городка.

 

 

 

Охрана Ставки была многочисленной и плотной. Так называемую ближнюю охрану осуществлял гвардейский жандармский батальон, общую – лейб-гвардии Казачий Его Величества полк и команда агентов Петроградского охранного отделения. Часовые выставлялись по периметру леса, окружавшего городок, вход и выход из него осуществлялся только через КПП. Кроме того, в Ставке находилась особая батарея, приспособленная для стрельбы по аэропланам. Несколько раз в Барановичи приезжал Николай II. В эти дни Ставка именовалась Царской, прибывали два дополнительных поезда. Императорский, и поезд, который обычно сопровождал поезд Николая II в его поездках «в действующую армию». Для императорского поезда были сделаны дополнительные насыпи, оборудован парк, установлены беседки и посажены клумбы с цветами. Место стоянки состава было обнесено деревянным забором.

 

В поисках утраченного

 

В отечественной историографии Первой мировой войны Барановичи, как правило, упоминаются в связи с Скробово-Городищенской операцией, неудачной для Русской императорской армии попыткой прорыва фронта на участке Барановичи – Городище летом 1916 года. О том же, что в 1914 – 1915 годах в окрестностях города находилась Ставка Верховного главнокомандующего, практически не упоминалось. Хотя этот факт давно уже не был тайной за семью печатями, на нем словно стояло клеймо – «Популяризации не подлежит». Со временем город разросся, изменился до неузнаваемости и даже для местных историков и краеведов отыскать следы Ставки оказалось непростым делом. Многие годы исследованию этой темы посвятил энтузиаст музейного дела Станислав Щербаков, возглавлявший с 1984 по 2005 год Барановичский краеведческий музей. Сегодня благодаря его кропотливой работе мы можем на карте города отметить места, связанные с событиями и личностями прошлого.

 

 

 

«…Дом управления генерал-квартирмейстера и место стоянки поезда Верховного главнокомандующего находились в районе перекрестка нынешних улиц Свердлова и 8 Марта, а место поезда Николая II – юго-восточнее магазина, расположенного неподалёку от упомянутого перекрестка, – писал Станислав Александрович в своем материале, посвященном 100-летию Первой мировой войны и размещенном в газете «Наш край». – План 1956 года, благодаря которому мы уточнили местонахождение объектов, нанесенных в 1915 году на план Ставки Верховного главнокомандующего, оказался полезным и при определении местонахождения бывшего плаца железнодорожной бригады и военно-полевой церкви Ставки. Плац, та самая «площадка», которая неоднократно упоминалась в дневнике Николая II как место, где он встречался с той или иной воинской частью, награждая отличившихся офицеров и нижних чинов, исчез с карты города сравнительно недавно. Сегодня на его месте, а это территория между улицами Заслонова и Рокоссовского, Орджоникидзе и Комарова, – жилые дома и детский сад. Старые фотографии, карты (прежде всего план 1956 года) и знакомство с бараками, которые еще совсем недавно примыкали к бывшему плацу, позволили определить место, где стояла церковь. Оказывается, она находилась на улице, которая ограничивала плац с юга. В бревенчатом доме, который, в отличие от остальных трех на этой стороне, был обращен к площади длинным фасадом. Интересно, что такую же планировку можно было видеть и на противоположной стороне площади – и там стояли четыре барака, один из которых, располагавшийся, кстати, напротив бывшей церкви, был вытянут вдоль площади. Сегодня на месте церкви высится девятиэтажное здание, имеющее адрес «ул. Рокоссовского, 12». Давно уж нет бараков, которые прежде соседствовали с церковью. А те, что располагались на противоположной стороне бывшего плаца (по улице Заслонова), были снесены совсем недавно. На месте двух из них, находившихся напротив церкви, возводится многоэтажное здание. Стираются следы былого…»

 

 

Да, к сожалению, порой следы былого стираются, но благодаря людям, не равнодушным к истории родного края, таким как Станислав Александрович Щербаков, они не забываются. Память о прошлом живет.

 

*Автор выражает благодарность сотрудникам Барановичского краеведческого музея за помощь в подготовке материала.

 

Олег ГРЕБЕННИКОВ

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Яндекс.Метрика