Главная - Новости - Главные новости - «Эпоха. Событие. Личность»: Филипп Пестрак

«Эпоха. Событие. Личность»: Филипп Пестрак

«Эпоха. Событие. Личность»: Филипп Пестрак

120 лет назад, 14 ноября 1903 года, родился писатель советский эпохи, деятель национально-освободительного движения в Западной Белоруссии, лауреат Государственной литературной премии БССР имени Якуба Коласа Филипп Пестрак, более известный как Пилип.

 

          Биография своего времени

 

Он появился на свет в крестьянской семье. Отец работал на строительстве железной дороги, мать занималась хозяйством. В 1908 году, когда Филиппу было пять лет, судьба забросила семью Пестраков на железнодорожную станцию Мосты. Этот факт из жизни известного писателя зафиксирован в его автобиографии «Праз жыццё»: «Памяць сягае недзе да пятага года свайго жыцця, калі бацька мой служыў на чыгунцы на станцыі Масты, недалека ад Гродна, і разам з ім жылі і мы – маці і дзеці. Цяпер, калі даводзіцца ехаць да Гродна і поезд спыніцца ў Мастах, я заўсёды з акна вагона пільна разглядаю наваколле, каб запрыкмеціць што-небудзь знаёмае».

 

 

С самого раннего детства своенравная и непредсказуемая судьба хорошенько потрепала, отправляя парнишку в бесконечные скитания по дальним городам и весям. Когда началась Первая мировая война, семья эвакуировалась в Россию. Жили в селе Максимовка Бузулукского уезда Самарской губернии, где Филипп стал учиться в народном училище. После его окончания работал помощником счетовода и бухгалтера в кредитном товариществе упомянутого села, а затем поступил на социально-исторический факультет Самарского университета.

 

Поистине судьбоносным, единым махом разделившим биографию на до и после для Пестрака становится 1921 год, когда он вместе с родителями вернулся в Западную Белоруссию: отсюда и началась его последующая тесно переплетающаяся воедино революционная и литературная известность.

 

          Тюремные университеты и… литературные подмостки

 

После возвращения домой, теперь уже в буржуазную Польшу, жизнь стремительно взрослеющего писателя-революционера оказалась чрезвычайно насыщена событиями самого разного рода. В 1924 – 1926 годах Пестрак служил в польской армии, закончил службу в звании капрала. Предпринял попытку перейти границу с Белорусской ССР, однако был задержан. Примерно тогда же, в 1927-м, начал публиковаться под псевдонимом П. Звястун.

 

Известно, что при польской власти отважный сын белорусского народа провел в тюремном заключении в общей сложности одиннадцати лет: впервые он был арестован и осужден в 1929 году на пять лет в тюрьме Лукишки в Вильно, отбывал срок в Гродненской тюрьме.

 

Впрочем, даже находясь «за кратами», Пестрак сумел сделать себе имя и получить немалую известность в определенных кругах как безусловно талантливый литератор. Подтверждение тому – воспоминания его сокамерника, представителя КПЗБ, уроженца деревни Франополь Брестского района Василия Ласковича:

 

«Шел второй год моей неволи, я находился в Виленской тюрьме на Лукишках, о которой говорили: «Лукишки, где выматывают кишки. В камере вместе со мной, постоянно болея, находился гордость КПЗБ, писатель Филипп Пестрак».

 

          Памятный расстрел в Коссово

 

Имя Филиппа Пестрака неразрывно связано с Коссово – небольшим городком в 15-ти километрах от Ивацевичей.

 

Что непосредственно касается двадцатых-тридцатых годов прошлого века, пришедшихся на недолгий по любым меркам период возвращения «польских часув», якобы всезнающая Википедия выдает короткой строкой лишь следующие сведения: «Коссово в межвоенный период согласно Рижскому мирному договору 1921 года оказался в составе II Речи Посполитой. В 1922 году открылся госпиталь, а в 1923 году лесопильный завод «Трактор». С 1930 годов действовала электростанция мощностью 100 кВт. С 1939 года вошел в состав Белорусской ССР». И – ни слова о получившем печальную известность коссовском расстреле второй половины 1930-х.

 

А ведь упомянутая тема и по сей день заслуживает самого пристального изучения.

 

3 февраля 1927 года рабочие города Коссово и крестьяне окрестных деревень съехались на крупную демонстрацию протеста, организованную Коммунистической партией Западной Белоруссии в ответ на разгром польскими властями Белорусской социалистической громады, ареста ее руководителей. Сама демонстрация в Коссово прошла под лозунгами «Освободить рабоче-крестьянских депутатов, освободить всех политзаключенных!», «Да здравствует Советская Белоруссия!».

 

С красными знаменами крестьяне прошли по улицам Коссово. На рыночной площади состоялся митинг. Полицейские пытались пробраться к трибуне, но демонстранты их оттеснили. После выступления секретаря Телеханского подрайкома партии Дегтярика собравшиеся двинулись дальше. Специально присланные осадники открыли по ним огонь. Похороны убитых 4 февраля вылились в еще одну манифестацию протеста.

 

События 3 февраля в Коссово получили широкий общественный резонанс. В поддержку борцов за освобождение Западной Белоруссии выступило всебелорусское объединение поэтов и писателей «Маладняк», ЦК КПЗБ, трудящиеся поляки Минска и другие. В Ивацевичском историко-краеведческом музее сохранилось обращение ЦК КПЗБ с призывом протестов против расстрела в Коссово, где письменно были изложены требующие ответа вопросы:

 

«Чем вызвано это дикое проливание крови? Дрожат от страха кровавые паны, потому что видят мощную солидарность трудящихся. Чувствуют близкий конец своего панства. Цель кровавых расстрелов – спровоцировать на необъединенные вооруженные выступления наиболее активных элементов, чтобы еще более жестоко расправиться с массами, чтобы под видом борьбы с партизанщиной, «диверсионными бандами» облегчить себе задачу разгрома рабоче-крестьянского движения Западной Белоруссии, затопить его в крови раньше, чем развернется широкое массовое движение во всей Польше. Задача фашизма – разъединять трудовые массы и по частям разбить революционное движение».

 

Как не так давно рассказывал заведующий мемориальным комплексом «Хованщина» – филиалом ГУК «Ивацевичский историко-краеведческий музей» Сергей Мочалов, в районе память о Филиппе Семеновиче Пестраке продолжает сохраняться: его именем названы улица в райцентре и нескольких населенных пунктах, Ивацевичская центральная районная библиотека. Он же привел следующие ценные биографические и не только данные:

 

«Пестрак – местный, родился в деревне Саковцы Ивацевичского района. Был одним из организаторов Коссовской демонстрации, с 1927 года возглавлял Коссовский подпольный обком КПЗБ. В 1939 году возглавил восстание заключенных Гродненской тюрьмы. За организацию восстания приговорен военно-полевым судом к расстрелу, но польские власти не успели привести приговор в действие».

 

Пилип Пестрак много сделал для сохранения памяти о событиях воссоединительной осени 1939-го.  Есть у него созвучное теме стихотворение «Заходняй Беларусi». В двух четверостишиях – радость за освобожденную Родину:

 

…Рубеж крывавы змыт.

Дзяржаўны крок грыміць.

Свабодных дзён краса у зорах пяцікутных

Да сонца сцеле шлях для радаснай зямлі,

Руйнуе ўсе сляды народнае пакуты.

Шукаю цёплых слоў.

Мы выйшлі з цёмных брам,

І грудзі нашыя пяюць аб гібкай сталі, —

Пароль на збор усім вызволеным братам,

Чаго так доўга ў змроку мы чакалі».

 

          Бунтарь ради справедливости

 

В полную силу зазвучал голос и раскрылся талант Пестрака уже при Советской власти. После воссоединения Западной Белоруссии с Белорусской ССР он являлся секретарем революционного комитета Гродно, затем избирался депутатом Народного собрания Западной Белоруссии в Белостоке, а также в состав полномочной комиссии на сессии Верховного Совета СССР. В 1940 году был избран в Верховный Совет СССР 1-го созыва по Гродненскому избирательному округу. В 1940 году издал первый сборник стихотворений «На варце».

 

После войны начал писать прозу. В 1946 – 1948 годах работал в Институте языка, литературы и искусства Академии наук Белорусской ССР, в 1948 – 1951 годах – в Союзе Писателей БССР литературным консультантом. В 1964 году за роман «Серадзібор» получил Государственную литературную премию БССР имени Якуба Коласа: произведение посвящено проблемам жизни послевоенной колхозной деревни.

 

Как свидетельствовали современники, Филип Семенович был человеком честным, совестливым, справедливым и при этом смелым. Еще со времен тюремного заключения при польской власти болел чахоткой, лечился в туберкулезном диспансере. Был интересным собеседником, замечательным рассказчиком и слушателем, с чувством юмора, умел смеяться от души. По натуре своей до последних дней оставался бунтарем, сражаясь с несправедливостью.

 

Умер писатель-революционер в Минске в возрасте 74-х лет. Его похоронили на исходе лета 1978 года среди равных по рангу известных деятелей белорусской культуры на Восточном кладбище. На его могиле стоит гранитный серый прямоугольный памятник, представляющий собой скульптуру сидящего юноши – босого, с удлиненной стрижкой, грустным взором, облаченного в простые одежды, держащего в руках книгу, на которой написано «Пестрак»: именно таким скульптору представился романтический образ и творческий путь писателя.

 

Впрочем, Пилип Пестрак продолжает жить и после смерти. В настоящий момент Национальная библиотека Беларуси проводит юбилейную выставку «В зеркале судьбы», посвященную 120-летию со дня рождения мастера. Здесь представлены собрания сочинений писателя в 4-х и 5-ти томах, сборники рассказов («Першыя ўсходы», «Лясная песня», «Сярод чаротаў») и стихов («На варце», «За сваю Айчыну», «Падарожнае» и другие), воспоминания, литературно-критические и публицистические статьи, очерки. Второй раздел выставки «Вера в слово» посвящен переводческой деятельности Пилипа Пестрака. Он переводил на белорусский язык произведения русских, украинских, польских, латышских и литовских писателей. Дополняет экспозицию раздел «Свет души», где представлены публикации из энциклопедических изданий, книги и статьи о жизни и творчестве юбиляра.

 

Евгений ЛИТВИНОВИЧ

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Яндекс.Метрика