Как у педагогов Брестчины начинается путь в профессию

Профессия учителя всегда будет одной из самых важных. В школе закладывают общие знания, в вузах – дают профессиональные. Какой бы трудной ни была ситуация с учителями по отдельным профилям, несмотря на многочисленные разговоры о зарплате, большой нагрузке, документации, всё равно по зову сердца ежегодно учить детей будут приходить сотни молодых специалистов. Как у педагогов начинается путь в профессию.

Семейная династия

Иван Евдокимов из семьи учителей. Мама, бабушка и прадедушка имеют педагогическое образование по химико-биологическому профилю. Молодой человек практически не сомневался в выборе профессии и всегда был уверен, что преподавать – его призвание. Чтобы не переживать по поводу первого рабочего места, при поступлении взял целевое направление в отделе по образованию Кобринского райисполкома.

– Я вырос в Кобрине. Хотел вернуться на малую родину. Как говорится: где родился, там и пригодился, – рассказал Иван. – По итогам распределения попал в среднюю школу № 6 города Кобрина. Хотелось бы работать в своей восьмой школе, где всё знакомо. Впрочем, возможно, даже лучше так, как сложилось. Больше самостоятельности.
Иван приступил к работе два года назад. Уверенный взгляд, вера в собственные силы, желание дарить знания, а, возможно, даже и влиять на профессиональное будущее своих учеников помогли молодому учителю быстро завоевать доверие детей и увлечь их химией и биологией. Сейчас, когда уже всё отработано, есть четкое понимание, как действовать в различных ситуациях. Кажется, что и не было напряженного времени постижения педагогической «кухни». Смотришь на Ивана Андреевича, слушаешь его хорошо поставленную речь и кажется, что молодой человек таким был с рождения. Но Иван Евдокимов развенчивает этот миф – он, как и все начинающие учителя, прошел школу становления и поиска собственного педагогического стиля.

– У меня уже есть свои фишки в работе. Например, иногда вывожу на интерактивную доску шумометр. Когда шум в классе увеличивается, на экране начинают летать шарики, и дети понимают, что необходимо снизить тон, – поделился молодой специалист.

Ивану Андреевичу нравится работать в школе. В другой профессии себя не видит и надеется, что никогда не разочаруется в педагогике.

Перспективная профессия

Кристина Дзибук, которая преподает историю в средней школе № 35 города Бреста, сразу отметила, что молодой специалист так или иначе сталкивается с определенными трудностями. Она честно призналась, что в первое время работы отношение к профессии часто менялось: было тяжело – хотелось уйти в другую сферу, становилось легче – даже страшно было подумать, что допускала мысль попрощаться с педагогической деятельностью. Коллектив школы встретил ее приветливо. Молодой учитель ставит перед собой высокую планку, старается проявлять себя и учится отстаивать свою позицию.

– Хорошо помню свой первый урок. Это был сложный класс. Я волновалась, но достойно провела занятие, – вспомнила Кристина Владимировна. – Сейчас у меня есть классное руководство. Поначалу возросшая ответственность, казалось, всё усложняла. Дополнительная работа с бумагами подливала масла в огонь. Журналы, планы, организация питания, отчеты в конце четверти, социальный паспорт класса – столько всего! Этому не учат в университетах – приходилось просить помощи у коллег. Но прошел месяц, я разобралась во всех непонятных моментах, нашла общий язык с детьми и родителями.

Весь прошлый учебный год Кристина Дзибук вникала во все тонкости классного руководства, поэтому чуть меньше времени уделила самостоятельному развитию по предмету. Сейчас наверстывает. Считает, что имеет еще мало опыта, чтобы внедрять новинки в учебный процесс. Но дозировано пытается.

– Иногда по темам провожу викторину с применением компьютера. Дети выбирают ячейку с баллами, на экране появляется вопрос. Это отдаленно напоминает игру «Угадай мелодию», – привела пример Кристина Владимировна. – Еще у нас есть Instagram – histogram. В социальной сети мы создаем страницу, ленту которой дети наполняют историческими фактами. Этот метод себя хорошо зарекомендовал. При оценивании знаний порой использую цветные карточки. Если количество полученных за правильный ответ карточек большое, ребенок получает хорошую оценку, если малое – ставлю ему плюсик в своем журнале.

Кристина Владимировна видит перспективы педагогической профессии – возможность повышения квалификации, получения категории, соответственно, и повышения зарплаты. Опыт общения с детьми, уверена она, поможет правильно вести себя в собственной семье – будешь находиться с молодежью на одной волне, знать, что ей интересно, что она считает модным.

Главное – отдача учеников

Ольга Котович, только в августе текущего года перешагнувшая порог гимназии № 4 города Бреста в качестве педагога, уверена, что учитель – это человек, который любит детей и стремится показать им жизненные ориентиры, маяк, освещающий путь к знаниям.

Желание преподавать физику у Ольги Александровны крепло с каждым годом. Своего апогея оно достигло еще в студенчестве, когда девушка поняла, что уже готова работать с детьми и имеет высокий уровень знаний.


– Мне очень хотелось глубже погружаться в изучение физики. Но объемная нагрузка в виде часов по физике, информатике, а также классное руководство в первые дни работы казались тяжким грузом, – рассказала молодой специалист. – Мне было страшно, что я не справлюсь, не буду успевать, буду опаздывать со сдачей документов. Уже спустя три недели я поняла, что шаг за шагом, с поддержкой старших коллег, вливаюсь в работу и чувствую себя комфортнее, появляется больше уверенности в том, что справлюсь со всеми поставленными задачами.

Ольга Александровна не оригинальна – как и все молодые учителя, видит сложность в работе с документами. Правильному ведению журналов и составлению отчетов приходится учиться в сжатые сроки. Это всё отнимает много сил и энергии, которые хотелось бы затрачивать на разработку уроков, ведь у молодого учителя много идей и огромное желание реализовать их.

– Я стараюсь готовиться к урокам в выходные, а в течение недели только вношу коррективы. На занятиях детям даю возможность получить дополнительную отметку, – поделилась своими секретами Ольга Котович. – Они выполняют задания из чек-листа, которые выходят за рамки изучаемой темы. Полученные баллы переводятся в оценку. Веду два факультатива, поэтому стараюсь объединить целеустремленных ребят, чтобы в скором времени они участвовали в олимпиадах и конкурсах.

Ольга Александровна, хотя и молодой специалист, но опыт работы в сфере образования за плечами уже имеет. Еще в студенческие годы она подрабатывала педагогом дополнительного образования в образовательном центре программирования и высоких технологий. Поэтому смело говорит, что любые трудности кажутся ей по плечу, когда видишь отдачу учеников. С этим в гимназии ей повезло. Быть классным руководителем и разрабатывать воспитательные мероприятия Ольге Котович по душе. Класс дружный, а родители учеников настроены на плодотворное взаимодействие.

Ни один из молодых педагогов не стал заострять особое внимание на проблемных моментах. В разы больше эмоций вызывает процесс внедрения в педагогическую практику собственных новшеств. Возможно, сложности, с которыми сталкивается молодой учитель, не так страшны, какими они кажутся современным школьникам. Когда происходит полная адаптация, приходит истинное наслаждение от работы и радость от результатов своего труда и успехов учеников. Нужно только любить дело, которым занимаешься, и по максимуму отдаваться ему.

Юлия ВОВК
Фото из архива героев публикации

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Яндекс.Метрика