Проект «Собеседник». Юрий Голубев: «Университет – территория возможностей»

Образование – тема, которая всегда актуальна. Важным направлением в этой отрасли является подготовка специалистов, ведь от того, какой будет смена сегодняшнего поколения на рабочих местах, зависит будущее нашей страны. Во все времена пристальное внимание уделяется педагогическим кадрам. В городе над Бугом учителей и воспитателей готовит Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина. С прошлого года им руководит кандидат технических наук, доцент Юрий ГОЛУБЕВ. В преддверии дня рождения вуза Юрий Петрович рассказал об университете как территории возможностей.

– Юрий Петрович, расскажите, что сегодня представляет собой университет.

– Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина долгие годы удерживает планку ведущего образовательного и культурно-просветительного центра первого региона. Сегодня это высокопрофессиональный профессорско-преподавательский состав, сильные научно-педагогические школы, тесное взаимодействие с заказчиками кадров, одаренные и талантливые студенты. Специфика нашего вуза проявляется в том, что мы занимаемся подготовкой кадров для социогуманитарной сферы. У нас есть видение того, куда и к чему мы идем. А идем мы в ногу со временем, поэтому за прошлый учебный год произошли некоторые изменения.

– Какие? На чем делаете акцент в работе?

– В университете не может быть главных и второстепенных направлений работы, потому что наша аудитория – это молодежь. Сегодня мало предоставить возможность получения образования, помочь учиться, дать путевку в профессиональную жизнь. Важно сформировать достойного гражданина своей страны, человека-патриота, который будет хранить историческую память и беречь традиции предков.

Мы вместе с коллегами разработали и приняли стратегию развития университета до 2035 года. Совершенствуем взаимодействие с заказчиками кадров. Открываем подготовку по новым специальностям. Считаю необходимым активнее раскрывать потенциал университета как экспертной площадки, потому что у нас сосредоточены специалисты высокого уровня по многим направлениям. Например, наши ученые работают над стратегией устойчивого развития первого региона на долгосрочную перспективу. Многие сотрудники университета входят в составе коллегиальных органов различного уровня, задействованы как эксперты общества «Знание», БИСИ, являются членами советов по защите и экспертных советов ВАК.

Много внимания уделяем информационной работе. С 1 ноября 2023 года в университете появилось новое структурное подразделение – служба медиакоммуникаций. Преображается внешний облик университета. Мы расположены компактно, в центре города, и университетский кампус требует изменений.

– Вы уделяете пристальное внимание международному сотрудничеству. В каких направлениях оно развивается?

– Современный университет встроен в мировое пространство. За прошлый учебный год налажено много интернациональных связей. Мы гордимся тесным взаимодействием с ведущими российскими центрами – Высшей школой экономики, Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургским государственным университетом. Сейчас наша задача – поддерживать взаимоотношения и открывать новые направления совместной деятельности.

Благодаря хорошим партнерским связям с Аньхойским университетом в БрГУ имени А.С. Пушкина действует Институт Конфуция. Важный результат этого сотрудничества – удовлетворение очень большого спроса на изучение китайского языка. На базе Института Конфуция организованы курсы. Факультет иностранных языков второй год ведет подготовку специалистов по специальности «Современные иностранные языки (английский, китайский)». В научной сфере «нащупываем» точки взаимодействия с учеными из Аньхойского университета. Надеюсь, у нас получится реализовать и совместные образовательные программы.

– Недавно было подписано соглашение о сотрудничестве между двумя брестскими университетами. В какой плоскости строится взаимодействие?

– Исторически получилось, что БрГУ и БрГТУ не были близки во взаимодействии. При этом между преподавателями, учеными наших университетов сложились хорошие рабочие отношения. Подписанное соглашение стало первым шагом к системной работе. Сегодня мы нацелены на то, чтобы сообща работать над рядом проектов. Вузы разные, каждый занимает свою нишу, но комплексные проблемы, которые стоят перед обществом и государством, требуют комплексных решений. Определяем точки соприкосновения в научном и образовательном направлениях.

– Какими научными достижениями профессорско-преподавательского состава гордится Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина?

– В университете большое внимание уделяется проведению научных исследований, в реализации которых участвуют все преподаватели, а также студенты, магистранты и аспиранты. Научная работа ведется в соответствии с приоритетными направлениями научной, научно-технической и инновационной деятельности Республики Беларусь.
БрГУ имени А.С. Пушкина успешно развивает различные научные направления по исследованию конечных алгебраических групп, разработке моделей комплексного изучения недр, исследованию проблем этнических процессов и народного творчества, развития белорусского языка и литературы, исследованию проблем взаимодействия семьи и школы, проблем психологии детства, анализу проблемы обеспечения демографической безопасности и устойчивости рынка труда Беларуси.

Преподаватели университета выполняют задания государственных программ научных исследований, реализуют различные исследования проекты. Результаты они публикуют в научных журналах, сборниках материалов конференций, внедряют как в образовательный процесс университета, так и в деятельность других организаций.
Важным показателем уровня профессорско-преподавательского состава является процент остепененности, то есть доля преподавателей, имеющих ученые степени кандидата и доктора наук. Университет гордится тем, что этот показатель составляет более 56 процентов. В нашем вузе сформированы восемь научных школ, получивших признание не только в Беларуси, но и за ее пределами.

– В системе образования сегодня много внимания уделяется обучению на условиях целевой подготовки. В чем его польза?

– Целевая подготовка – это действенный инструмент для всех сторон образовательного процесса. Конечно, в первую очередь она ориентирована на абитуриентов и заказчиков кадров. На мой взгляд, целевую подготовку можно назвать индивидуализированной, потому что руководитель учреждения или организации, прежде чем выдать целевое направление, общается с абитуриентом, оценивает молодого человека. Принимая положительное решение, он заранее формирует будущий штат сотрудников. А студент, выпускник высшего учебного заведения может не сомневаться, что будет трудоустроен и нарабатывать опыт. Кроме того, молодой человек, получающий образование по целевой подготовке, учится ориентируясь на конкретное место работы, проходит практики у заказчика кадров и постепенно вливается в коллектив.

– Какими, на ваш взгляд, должны быть современные студенты?

– Я вижу современных студентов неравнодушными и восприимчивыми ко всему новому, отзывчивыми и пользующимися всеми новыми возможностями студенческой поры. Эти возможности не ограничиваются освоением специальности. Нужно заниматься научной деятельностью, вовлекаться в студотрядовское и волонтерское движения, развиваться в творчестве и спорте. Важно, чтобы современный студент осознал: постоянное расширение кругозора, непрерывная работа над собой, изучение взаимосвязей в природе, обществе и мире – лишь немногие слагаемые, которые позволят покорять олимпы.

– В следующем году БрГУ имени А.С. Пушкина отметит 80-летие. Каким он встретит эту дату?

– Мы начали готовиться к юбилею с начала текущего года. В январе на сайте университета запустили проект «БрГУ-80: страницы истории в лицах», потому что университет – это прежде всего люди. В настоящее время проект ведет наш сотрудник. Но в эту работу хочется вовлечь и студентов. Что еще касается информационного направления, то я бы хотел видеть университетское телевидение с современной подачей, освещением значимых событий буквально в режиме онлайн. Развиваем внутреннюю коммуникацию, совершенствуем идеологическую и воспитательную работу.

Нам нужно выходить на новый уровень в части учебно-методического и научно-методического обеспечения дисциплин. Убежден, что в век информационных технологий учебные пособия преподавателей должны быть доступны студентам в режиме 24/7. Для этого нам нужно совершенствовать корпоративную информационную систему.

Никто из нашего коллектива не остается в стороне от постоянной работы над наращиванием экспорта образования. Продолжим укреплять материальную базу.

– Юрий Петрович, вы уже больше года живете в Бресте. Какое впечатление у вас сложилось о городе над Бугом?

– Я раньше бывал в Бресте. Но одно дело приезжать в рамках рабочих визитов или на экскурсии, совсем другое – жить в городе, ходить по его улицам, чувствовать атмосферу. Брест – город для людей, он комфортный и благоустроенный. Основной изюминкой Бреста, на мой взгляд, является его центр. Уникальная планировка и исторические здания формируют неповторимую атмосферу. Эти места также преобразуются, но с сохранением исторического облика.

Конечно, отдельного внимания любого человека заслуживают территории, пропитанные, дышащие историей, такие, как мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой». В городе много других памятных мест, которым уделяется большое внимание со стороны органов власти и населения. Это показывает наше бережное отношение к истории, к судьбе потомков, наши устремления в будущее.

Беседовала Юлия ВОВК
Фото из архива БрГУ и t.me/BrSTU_telegram

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Яндекс.Метрика