Какие тайны хранит в себе обелиск на краю деревни Ежона Барановичского района

Несмотря на то, что с каждым годом все дальше и дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны, открывается много новых фактов и примеров героизма воинов, которые защищали родную землю от коричневой чумы.

Черные времена

Огненный смерч Великой Отечественной войны не обошел стороной ни один населенный пункт Барановичского района. Немало горя, бед и испытаний пришлось перенести и жителям деревни Ежона Подгорновского сельсовета, а день 22 июня 1941 года навсегда разделил их жизнь на до и после.

По воспоминаниям старожилов, многие надеялись, что война быстро закончится и не дойдет до Ежон. Но немцы наступали стремительно, уже к вечеру 22 июня передовые танковые части противника заняли Кобрин и продвинулись вглубь территории Беларуси на 60 километров. Слоним был оккупирован 26 июня 1941 года. Здесь же вскоре расположился немецкий гарнизон, и в Ежону (расстояние до Слонима около 29 километров) частенько наведывались фашисты. Жителям деревни нередко приходилось прятаться в лесах. А все мужское население должно было периодически ездить в Слоним отмечаться. Так немцы контролировали, не ушел ли кто в партизаны. Каждая поездка в комендатуру могла стать последней. Особенно было тревожно, когда там встречали кого-то из своей местности, ведь, к сожалению, среди жителей были немецкие прихвостни, которые могли даже из вредности оговорить любого человека.

Вернувшийся из небытия

В первые дни войны семья Круглик из Ежон стала свидетелем падения советского самолета в лесном массиве, приблизительно в двух километрах от деревни. Они видели, как два летчика выпрыгнули с парашютами из дымящегося самолета, благополучно приземлились и двинулись на восток.

К месту крушения в скором времени поспешили местные жители. Кстати, самолет при приземлении не взорвался, и внутри кабины люди обнаружили еще одного авиатора, но он был мертв. При молодом человеке были документы на имя лейтенанта Виктора Иосифовича Иоселевича. Погибшего захоронили в лесу недалеко от самолета, а его документы забрали, чтобы сохранить.

В 1969 году останки летчика решили перезахоронить на краю деревни Ежона. В газете «Знамя коммунизма» этому событию была посвящена заметка: «25 октября состоялся траурный митинг по случаю перезахоронения праха техника-лейтенанта 124-го авиаистребительного полка Виктора Иосифовича Иосилевича, погибшего на территории нашего района в первые дни войны».

Как оказалось, родные и близкие Виктора долгое время считали его пропавшим без вести. Его отец даже писал в редакцию молодежной республиканской газеты «Знамя юности» и обращался с просьбой ко всем следопытам Белоруссии помочь найти следы сына. Это письмо прочитала жительница Ежон Наталья Круглик. Именно она с братом Владимиром и родителями в 1941 году была свидетелем трагической гибели Виктора Иоселевича.
Об этом Наталья через газету «Знамя юности» сообщила его родным. Кстати, на перезахоронение тогда приезжал брат погибшего лейтенанта В.А. Голубянский.

Героический полк

Спустя годы восстановить историю трагической гибели Виктора Иоселевича решил учитель Подгорненской школы Владимир Самсоник.

– Меня всегда интересовала военная тематика. А рассказ о крушении советского самолета в годы войны впервые я услышал в детстве от своего отца,– рассказывает Владимир Борисович. – Спустя время захотел выяснить подробности той трагедии.

Как оказалось, Виктор Иосифович Иоселевич родился в 1920 году в Самарканде. После учебы в звании младшего лейтенанта направлен для прохождения службы в 124-й авиаистребительный полк, который базировался в Высоко-Мазовецке под Белостоком. В первый день войны полк понес большие потери; личный состав сумел добраться до Бобруйска, где размещалась 13 авиационная бомбардировочная дивизия, которая вылетала бомбить врага. Вот тогда и мог оказаться на месте стрелка-радиста Виктор Иоселевич.

– Точная дата крушения самолета неизвестно. По воспоминаниям старожилов, это произошло то ли 24 июня, то ли 25, то ли 26 июня, – рассказывает Владимир Борисович. – Мне стало еще более интересно, как скоростной бомбардировщик на третий день войны оказался в нашей местности. Я связывался с многими исследователями, изучал различные документы, журналы боевых действий, мы были также на месте крушения в лесу, где обнаружили обломки советского самолета. В итоге пока что я остановился на нескольких версиях.

Владимир Самсоник приводит такие найденные записи:

«24.06.41 г. полк в составе 27 самолетов действовал по колоне танков и мотомехчастям противника на шоссейных дорогах 10 км западнее Пружан.

…В районе восточнее Пружан встречены до 40 самолетов противника. Мы были атакованы в районе Грудополье, Ганцевичи.

… В этот же день группа из 9 самолетов полетела на повторный вылет бомбить моторизированные колонны противника по шоссе Пружаны – Слоним. Задание выполнено, но наши самолеты были обстреляны с западного берега реки Щара и 25 км южнее Слонима.

Один самолет произвел посадку с горящими моторами в 30 км западнее Слонима. Экипаж воротился на свой аэродром. Летчик и штурман из другого самолета выбросились на парашютах, радист убит».

«25.06. 1941 г. из всего полка, набрав только 9 самолётов, годных к боевым вылетам, мы вылетели на боевое задание по разгрому танкового соединения в район шоссейной дороги Брест-Литовск – Пружаны. Обнаружив танки противника и произведя бомбёжку, наша эскадрилья делала разворот на свой аэродром. В это время нас атаковали фашистские «Мессершмиты-109». Бой был неравный, стервятников было около 20. В этом воздушном сражении погибла вся наша эскадрилья, было сбито много и немецких «Мессершмитов».

«26.06.1941г. 25 бомбардировщиков Су-2 с высоты всего 300 м попытались разбомбить танковую колонну около Слонима. Не имея истребительного прикрытия, бомбардировщики вели воздушный бой. Их экипажи доложили об уничтожении пяти «Мессершмиттов». Всего в этот день произвели 34 вылета, лишившись 14 Су-2 (сбито в бою 10, разбилось при перелете два и сдано в ремонт два). 9 авиаторов погибли, один получил ранение и 14 пропали без вести».

– Так что не исключено, что самолет с Виктором Иоселевичем мог быть подбит в эти три дня, когда летчики героически бомбили немецкие колонны, которые двигались по нашей земле, – говорит Владимир Самсоник. – Авиаторы сумели дотянуть дымящуюся машину до нашей местности. Правда, спастись, как видим, удалось не всему экипажу.

Во время изучения материалов Владимир Борисович наткнулся еще на один интересный факт.

– Как оказалось, именно на счету лётчика 124-го истребительного авиационного полка младшего лейтенанта Дмитрия Кокорева один из первых таранов, который был совершен в годы Великой Отечественной войны, – рассказывает Владимир Самсоник. – Его летчик совершил над Замбровым около 5 часов утра 22 июня 1941 года, сбив таким образом «Мессершмитт».

…В 2019 году Владимир Самсоник отыскал родную сестру Виктора Иоселевича Маину.

– Ей на тот момент было 93 года и проживала она в Израиле, – рассказывает Владимир Борисович. – Как писал мне сын Маины, они не знали, где был похоронен Виктор, и были очень благодарны, что в нашей стране чтят погибших воинов и хранят память о них.

Инна МАТЕЙКО, Барановичский район
Фото автора.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Яндекс.Метрика