Главная - Новости - Главные новости - Эпоха. Событие. Личность: Анатолий Федорук

Эпоха. Событие. Личность: Анатолий Федорук

Эпоха. Событие. Личность: Анатолий Федорук

«Наследие прошлого открыть заново»

 

Таким был главный девиз жизни известного белорусского ученого Анатолия Федорука – уроженца Брестчины, автора серии изданий «Старинные усадьбы Беларуси».

 

Главный герой этой публикации из когорты ученых с регалиями: в портфеле его персональных наград – Почетная грамота Государственного комитета по науке и технологиям, специальная премия Президента Республики Беларусь в номинации «Архитектура и реставрация» и прочие достижения. Интереснее другое: будучи доктором биологических наук, профессором кафедры общей биологии и ботаники факультета естествознания БГПУ имени Максима Танка, он снискал известность далеко за пределами университетских стен на поприще, казалось бы, напрямую не связанном со своей профессиональной деятельностью.

 

 

          Природа и история

 

«К белорусскому прошлому Анатолий Федорук пришел своим весьма отличительным от остальных путем: через ботанику. Еще в далекие советские времена перспективный ученый всерьез увлекся исследованием того пласта культуры, который кто-то считал идеологически враждебным, а кто-то просто не заслуживающим внимания, – усадебно-парковых комплексов. И это было увлечение на всю жизнь. Его первые научные работы не только опередили, но и во многом обусловили сегодняшнее внимание к шляхетским родовым «гнездам». Именно он еще в 1989 году сформировал нынешнее понимание, казалось бы, простой неоспоримой истины – «Стародавние сады и парки являются произведениями не только, собственно, садового искусства, но и культуры в целом. История стилей строительства парков тесно переплетается с историей архитектуры, литературы, философией, музыкой, живописью, теми идеями и вкусами, которые господствовали в ту или иную эпоху», – отмечалось в одном из материалов, посвященных Анатолию Федоруку.

 

Именно благодаря его кропотливому труду после долговременного господства классических советских догматов типа «Мир хижинам – война дворцам» шляхта была в некоторой степени, пусть и запоздало, реабилитирована, и о ней заговорили не только в негативном тоне. «Моя работа началась с изучения старинных парков что и привело к написанию книги «Садово-парковое искусство Беларуси». Столкнувшись с красотой усадеб, с уникальностью парковых композиций, я собрал параллельно много интересного материала об усадьбах, о жизни их владельцев. И был потрясен образованностью, прогрессивностью и патриотизмом этих людей, проникся к ним глубоким уважением. Эти люди безмерно любили свою Родину, для них Отчизна была превыше всего. Как правило, они несли лучшие черты своего времени. Многое в жизни этих людей может служить примером и для нас, и для будущих поколений. Многие известные деятели культуры вышли из нашей шляхты: Владислав Сырокомля, Адам Мицкевич, Винцент Дунин-Марцинкевич, Александр и Михаил Ельские. Это имена, которые прославили Беларусь», – рассказывал Анатолий Федорук в одном из своих интервью.

 

Пожалуй, главное, что он успел сделать, – открыть заново то, что считалось забытым и безвозвратно утраченным. Увы, не всё сохранилось, зато появилась надежда что-то спасти для потомков – пусть и на книжных страницах. «В основу моих книг положены материалы натурного обследования усадеб. Без них всё немое. А когда побывал, прикоснулся пусть даже к руинам, почувствовал особый дух тех времен, увидел своими глазами оставшиеся водоемы, парки или их фрагменты, тогда и факты исторические по-другому выстраиваются, постепенно рождается целостный образ бывшей усадьбы. Нелегко собирать материал об объектах, почти погибших. Мне много раз приходилось слышать: «Что вас тут может интересовать, ведь здесь одни руины»… Несмотря на все трудности сбора материала, подготовки текста, издания книги, всё это приносит удовлетворение. Ведь книга остается на века, это память об особом пласте истории и культуры. Написав одну, берусь за другую. Так и восстанавливаю силы», – признавался Анатолий Тарасович. Он всегда не переставал утверждать: историческое наследие нельзя потерять, старинные усадьбы и даже места расположения утраченных усадеб, выразительные культурные ландшафты должны быть сохранены, потому что альтернативы у старины нет.

 

Интересно, что сам автор не происходил из шляхетских или каких-то других именитых «заможных» родов. Уроженец деревни Хабы Брестского района, он появился на свет 1 апреля 1939 года в обычной крестьянской семье. Отца, как образцового хозяина, назначили первым председателем колхоза. В трудолюбии Анатолий старался от него не отставать. В студенческие годы (учился в Брестском пединституте имени А.С. Пушкина по специальности «Учитель биологии, химии и географии» – Прим. Е.Л.) отправился в составе стройотряда на целину и лучше всех стоговал сено. И уже много позже, не теряя связи с малой родиной, в 2004 году написал книгу об усадьбах Берестейщины, ставшую настольным пособием для историков, краеведов и экскурсоводов приграничья и не только.

 

Рассчитанное на специалистов и широкий круг читателей, интересующихся культурно-историческим наследием Беларуси, упомянутое издание посвящено усадебному зодчеству Брестской области, здесь анализируются история формирования и особенности планировочного решения усадеб, приводится характеристика архитектурных сооружений, усадебных парков, водных систем, их ценность и современное состояние, причем развитие усадеб показано во взаимодействии с жизнью и деятельностью исторических родов Сапегов, Пусловских, Потоцких, Друцких-Любецких и других. Отличительной особенностью можно считать то, что наряду с крупнейшими дворцово-парковыми ансамблями в Ружанах и Коссове в книге также показаны малоизвестные или совсем забытые достопримечательности.

 

          Наполеон Орда нашего времени

 

В тот день Анатолий Тарасович нашел машину с водителем. Доставив ученого к очередной усадьбе, не обратил внимания на долгое – в течение нескольких часов – отсутствие пассажира, а когда нашел его на дорожке в старом парке, «скорую помощь» было уже слишком поздно вызывать…

 

«В тот роковой день Анатолий Тарасович собирался ехать вместе с нами на очередной осмотр парка в Лынтупах (городской поселок в Поставском районе Витебской области. – Прим. Е.Л.), однако накануне вечером позвонил и попросил перенести поездку на другое время – планы изменились, для подготовки новой книги необходимо было сделать фотографии другой усадьбы (там, где его настиг инсульт. – Прим. Е.Л.). Жаль, что не успели завершить то дело, которое он сам и предлагал. Там, в Лынтупах, в парке бывшей усадьбы Бишевских, исследователь обратил внимание на клен, который несколько отличался цветом от остальных. Подойдя поближе, вынес вердикт: это интересная мутация, обязательно нужно вывести из нее новый вид клена и назвать его Лынтупским. То же самое он мечтал совершить и с мутацией вяза в Романишском парке, находящемся неподалеку: хотел создать на его основе отдельный вид вязов. Жаль, не успел», – сетовал в своих воспоминаниях архитектор-реставратор Вадим Глинник.

 

О лучших качествах Анатолия ученого Федорука уже после его ухода из жизни рассказал исследователь истории Первой мировой войны Владимир Богданов: «Мы познакомились в 2005 году, когда вместе довелось ехать в Волчин, где начиналось обновление знаменитого костела и нас пригласили в качестве экспертов… Выезжали в 7-8 часов утра – и это в выходные дни, а возвращались порой во втором часу ночи. Несмотря на возраст, Тарасович никогда не говорил: все, хлопцы, баста, давайте уже по домам. Он всегда был готов отложить все свои дела – только пригласи в такую поездку, несмотря на то, что практически все белорусские усадьбы объездил еще до нашего знакомства. Никогда не упускал возможность вернуться и во второй, и в третий раз – что-то уточнить или перепроверить. Были у него и свои ноу-хау: когда наша машина останавливалась у какой-нибудь усадьбы, он говорил: «Сейчас сделаю обмеры, я знаю длину своего шага, и этого достаточно». И пока мы фотографировали, он успевал составить план поместья, спешил поскорее познакомиться и поговорить с местными жителями, чтобы расспросить их о прошлом этой земли. У него был необычайный талант ладить с людьми».

 

Роль Анатолия Федорука в отечественной науке по достоинству оценил доктор архитектуры, профессор БНТУ Сергей Сергачев: «Раньше подход к теме шляхетских имений был простым – эксплуататоры душили народ, и на этом всё. Федорук на такое не велся. И когда в 1980-е вышли его первые обстоятельные монографии, это было настоящее событие: мы впервые смогли увидеть явление усадебной культуры во всей полноте!

 

Познакомились мы в начале 1970-х. Я тогда уже стал дипломированным архитектором, пошел работать в «Минскпроект», но куда больше типового строительства меня интересовало наше историческое наследие, однако тогда не было ни справочников, ни энциклопедий. С Федоруком мы сразу нашли общий язык, правда, подходы у нас были разные: я концентрировал внимание на своей теме – архитектуре, материальном воплощении капризов владельцев, а Федорук понимал, что за каждым элементом архитектурного ансамбля находится конкретная личность. Ему было важно, какие взгляды имел тогдашний хозяин, кем были его родные и близкие, как складывалась его биография…

 

У Анатолия Федорука получалось увязывать время и пространство, философские идеи и материальный мир. Те же деревья и растения в парках для него были не только явлением природы – они свидетельствовали про ментальность и культуру наших предков. Бывает, что научная книга содержит лишь набор фактов, дат и цифр, а откуда всё оно взялось и к чему привело, в общем, что принесло нашему народу, всей цивилизации, – автора особо уже не волнует. Федорука же всегда интересовали эти вопросы, поэтому он предлагал свои гипотезы, выстраивал причинно-следственные связи».

 

Ученый-земляк оставил после себя подробный инвентарь усадебных ансамблей Беларуси, совершив своего рода жизненный и научный подвиг практически на энтузиазме – не имея машины, исколесил-исходил просторы Отечества вдоль и поперек. Не случайно Анатолия Федорука не без оснований сегодня сравнивают с Наполеоном Ордой нашего времени: с разницей в столетие оба передали потомкам уникальное наследие, выбрав для этого каждый свой путь.

 

Евгений ЛИТВИНОВИЧ

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Яндекс.Метрика