Главная - Новости - Главные новости - Доехать до каждого покупателя

Доехать до каждого покупателя

Доехать до каждого покупателя

Недавно на встрече с депутатами Палаты представителей Национального собрания председатель правления Белкоопсоюза Инесса Короткевич предложила сформировать специальный фонд отчислений торговых компаний, у которых более 50 процентов оборота формируется в городе, что позволило бы им в таком формате вкладываться рублем в сельскую торговлю.

 

«Такой бизнес мог бы отчислять в фонд один процент своего оборота. Например, фонд мог бы компенсировать затраты на топливо», – высказала мнение Инесса Короткевич.

 

Предложение, надо признать, по сути, верное, ибо взваливать все сопутствующие затраты и издержки только на потребительскую кооперацию – неправильно.

 

Автолавка как вариант

 

По состоянию на 1 января 2024 года розничная торговая сеть Брестского облпотребсоюза была представлена 1327 торговыми объектами, площадь которых составила 125 тысяч квадратных метров. Из них 927 торговых объектов – 70% от их общего количества – располагались в сельской местности. Географический охват – широкий, повсеместный, по каждой административно-территориальной единице. Вместе с тем без автомагазинов в обслуживании жителей села – никак. В этом убедился автор данного материала в ходе нескольких последних журналистских командировок по Брестскому району.

 

В настоящий момент на его территории насчитывается 83 стационарных торговых объекта, однако цифра эта «плавающая», в равной степени подверженная корректировке в обе стороны – «плюс» и «минус». Согласно существующему алгоритму, закрытие магазинов в малых сельских населенных пунктах осуществляется после согласования с райисполкомом и районным Советом депутатов с учетом определенных критериев: если фактическая численность проживающего населения в населенном пункте менее численности, определенной социальными стандартами; при отсутствии и невозможности подбора продавца; при неудовлетворительном техническом, санитарном состоянии здания, требовании проведения ремонтных работ; если среднемесячный товарооборот магазина не превышает 15 тысяч рублей. И если его закрытие по факту произошло, необходимо предоставить подходящий альтернативный вариант, в качестве которого обычно выступает автолавка.

 

…Деревня Лыщицы. 43 двора, 87 постоянно проживающих жителя, к лету население вырастает примерно до 120 человек за счет дачников и приезжающих на каникулы внуков. Одноэтажное, выглядящее довольно внушительно, здание местного магазина визуально воспринимается вполне презентабельно: в 2009 году здесь проводился ремонт. Увы, такие объекты не случайно называют «памятниками»: вывеска «Продается» без лишних слов свидетельствует о его закрытии. И хотя объявленная цена относительно невысока, желающих приобрести пока не находится. Частнику невыгодно вкладываться при таком небольшом количестве покупателей, вот и выручает автолавка, приезжающая строго по графику, останавливаясь, кстати, прямо напротив у закрытого магазина.

 

Одного мимолетного взгляда хватает, чтобы убедиться: нынешняя современная автолавка не чета прежним, устаревшим, предшественникам, которые хорошо знакомы представителям старших поколений. Им есть с чем сравнивать. Машина приятно удивляет панорамной удобной для визуального ознакомления витриной, где всё перед глазами, напоказ, многообразием предлагаемого ассортимента, мало чем отличающегося от стационарного сельского магазина, возможностью осуществить предварительный заказ – и получить его уже в следующий раз по приезде. А еще – искренним теплым душевным отношением к покупателям, каждого из которых работник автолавки с почти двадцатилетним трудовым стажем знает не просто в лицо, а пофамильно-поименно.

 

– Когда магазин работал, деревня была побольше. Конечно, неплохо, чтобы он работал и дальше. Но и так – неплохо. В целом довольна, выбор хороший, продукты свежие. Вот пришла за двумя батонами, маслом, сметаной, помидорками – всё есть, – констатирует местная жительница, которую тут все называют бабушкой Раей.

 

…В деревне Теребунь проживает 169 человек, в соседних Шумаках – 70. Их въездные знаки находятся совсем рядом: где заканчивается первый из названных населенных пунктов, практически сразу начинается второй. Оба обслуживал магазин, работающий с перебоями.

 

– Магазин работал не так, как хотелось бы, – потому что продавец тут то есть, то его нет, хотя ему оплачивали проезд, доставляли машиной из Бреста. На зиму мы перевели сюда продавца с дачного торгового павильона, который закрывался на осенне-зимний период. Теперь вновь некому работать. Надеемся найти продавца, размещаем объявления – все-таки торговый объект неплохой, с косметическим ремонтом, необходимым оборудованием. После его закрытия 10 мая, чтобы обеспечить обслуживание этих населенных пунктов, сразу включили их в график работа автомагазина, – поясняет председатель Брестского райпо Алексей Бутыло.

 

Между выполнением соцстандартов и ростом выручки

 

Дизайн, технические возможности и внутренняя комплектация новых автолавок, к слову, существенно повысили уровень обслуживания жителей села – прежде всего, в части широты ассортимента и сохранения свежести продукции. «Внутри шестиметровой автолавки на базе машины ГАЗ – новое торговое и холодильное оборудование, включающее холодильные камеру, витрины, морозильный ларь. Это предоставляет возможность сейчас, в жаркую погоду, привезти нашим покупателям мороженое, охлажденные напитки, мясные изделия и многое другое с ежедневной дозагрузкой», – продолжает рассказывать Алексей Владимирович.

 

Та самая автолавка, о которой упоминалось выше, имеет среднемесячный оборот примерно в 25 тысяч рублей, обслуживая 12 населенных пунктов, включая Огородники с населением два человека и Погубятичи, где осталась одна пенсионерка. Численность населения на количество рейсов никак не влияет, приплюсуем сюда же значительные расходы на ГСМ, техническое обслуживание и многое сопутствующее другое: колесить приходится на значительные расстояния по не самым лучшим дорогам. Отсюда и работа в убыток.

 

– Главная функция автолавок была и остается прежней – социальной. Только за четыре месяца нынешнего года четыре наши автолавки принесли общий «минус» в 56 тысяч рублей. Соответственно, в среднем в месяц каждая из них добавляла в убыток порядка 3,3 тысячи рублей, а все они вместе – примерно 13 тысяч, – привел конкретные цифры председатель Брестского райпо.

 

Таким образом, потребительской кооперации остается, как и ранее, искусно балансировать между выполнением государственных социальных стандартов и наращиванием объемов выручки на местах.

 

– Такая наша давняя миссия и роль – обслуживать сельское население. Стараемся делать это максимально хорошо. Согласно социальным стандартам выезды автомагазинов должны осуществляться не реже двух раз в неделю, но у нас есть населенные пункты, куда приезжаем трижды. Наши автолавки охватывают более семидесяти населенных пунктов и около тридцати садовых товариществ – всего порядка 12 600 человек: каждый день «магазины на колесах» отправляются по своим маршрутам с остановками согласно графику. В общем, как ездили, так и будем ездить, и люди на селе без торгового обслуживания не останутся, – заверяет Алексей Бутыло.

 

Разделить ответственность

 

Разумеется, выездная торговля на периферии со скромными оборотами, порой единичным количеством покупателей с небольшим, как правило, чеком, априори не сулит солидных барышей. Вместе с тем данная констатация не отвечает на жизненно важные вопросы: что делать тем же одиноким пожилым людям в малочисленных деревнях, если переселяться некуда, не к кому и нет такого желания? И как удержать молодые семьи в деревнях, считающихся неперспективными, если не организовать там регулярные приезды по принципу «магазин на дом»?

 

В комментарии «Заре» председатель Брестского областного Совета депутатов Игорь Брилевич отметил: «За последние десятилетия очень многое упростили в нормотворчестве касательно регулирования розничной торговли на селе. Сегодня видим, что ранее доминирующие позиции потребкооперации утрачены: в городах – крупных и не только – наблюдается засилье «сетевиков», которые по большому счету диктуют ценовую политику нашим производителям. В сельской местности ситуация обратная – здесь в основном на себе всё вытягивает потребкооперация. Понятно, что есть субъективные вопросы к работе райпо, но при этом необходимо выработать и какие-то действенные механизмы поддержки, чтобы нагрузку по обслуживанию сельского населения брали на себя все субъекты торговли».

 

Пока данной темой занимаются преимущественно местные органы власти вкупе с региональными депутатским корпусами. Так, районным исполнительным комитетам совместно с районными Советами депутатов предстоит оказывать комплексную поддержку организациям потребительской кооперации по вопросам организации торгового обслуживания сельского населения. При разработке проекта соответствующего нормативного правового акта будет предусматриваться возможность поддержки организаций потребительской кооперации из местных бюджетов наравне с организациями государственной формы собственности. В частности, речь идет об осуществлении части оплаты лизинговых платежей за счет средств бюджета, субсидировании за счет средств местных бюджетов стоимости горюче-смазочных материалов, затрачиваемых автолавками и другими транспортными средствами при оказании выездного торгового обслуживания и доставке товаров в отдаленные и малонаселенные пункты.

 

Если сети, собирающие денежные сливки в городах, не собираются идти в село, то они по крайней мере могут поучаствовать в обеспечении сельского населения продуктами питания и другими товарами другим образом – так, как предлагает Белкоопсоюз.

 

Евгений ЛИТВИНОВИЧ

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Яндекс.Метрика