Экспертное поле. Молодой, но значимый

Накануне Дня народного единства гости «Зари» обсудили ряд актуальных вопросов, которые своими корнями уходят в прошлое. В роли экспертов на этот раз выступили директор областного лицея имени П.М. Машерова Геннадий ИВАНЧИН, декан исторического факультета БрГУ имени А.C. Пушкина, кандидат исторических наук Александр САВИЧ, первый секретарь Брестского обкома ОО «БРСМ» Юрий СЕГЕНЮК.

Игорь ГЕТМАН:

– Можно ли уже сказать, что День народного единства прижился в белорусском обществе как дань памяти ключевому событию отечественной истории?

Александр САВИЧ:

– Я считаю, что прижился. В том или ином формате его отмечают все государственные и общественные учреждения, организации и предприятия. Изначально к этому дню в обществе не было отторжения, общественное сознание приняло его как логичный ход, закономерную реакцию государства, которое официально оформило отношение большинства белорусского народа к факту исторической справедливости. День народного единства символизирует и то, что Беларусь – не только для белорусов, в нашей стране комфортно представителям всех народов, как сказал Президент, «все здесь становятся белорусами».

Геннадий ИВАНЧИН:

– Этот день знают, о нем говорят и даже ждут его. Я бы хотел вернуться к тем событиям, которые стали основой для праздника. Я имею в виду события 1939 года, когда собрание в Белостоке приняло решение об установлении праздника в честь освобождения от «владычества польских помещиков и капиталистов», как говорилось в документе. То есть праздник был установлен сразу. Архивные документы говорят о предписаниях, в частности, на Брестчине, провести массовые мероприятия в первую годовщину воссоединения. Масштаб был действительно серьезный. Были задействованы и трудовые коллективы, и спортсмены, и культурные площадки. Изначально это был всенародный праздник, отмечаемый с размахом. Этому празднику сразу придавали большое значение.

Юрий СЕГЕНЮК:

– Многие наши города, особенно в Западной Беларуси, имеют названия улиц «17 Сентября». А улицы у нас просто так не называют, изначально осознавалась масштабность события.

Праздник хоть и молодой, но значимый. Вспомните: предлагалось на выбор несколько дат, но выбрали именно эту. Для того, чтобы выбрать, надо знать историю, иметь определенные мировоззренческие принципы. Праздник приживается и он нам необходим.

Игорь ГЕТМАН:

– Мы говорим о том, что изначально праздник задумывался как основательный, но довольно скоро превратился в скромную дату. Почему так получилось?

Геннадий ИВАНЧИН:

– Я считаю, что это было связано с чрезмерной политкорректностью партийного руководства Советского Союза и БССР в частности. Чтобы ни в коей мере не обидеть наших партнеров и союзников, в первую очередь Польшу. Это желание привело к тому, что праздник стал малозаметным. К дате просто погасили интерес. О ней помнили, но отмечали скромно. Она осталась где-то на задворках праздничного календаря. Это была несправедливость в отношении даты воссоединения насильно разделенного народа. Я думаю, что именно чувством исторической справедливости руководствовался Глава государства, когда восстанавливал потенциал этой даты.

Юрий СЕГЕНЮК:

– В определенный временной отрезок о дате много не говорили, чтобы не разбалансировать отношения с соседями. Но, с другой стороны, сложно замалчивать историческую несправедливость в отношении самих себя. Поэтому здорово, что история не переписана в угоду соседям и не забыта. Мы должны помнить об участи, которая нас ждала в составе государства, к нам враждебно настроенного. Это была бы участь аграрной колонии, лишенной всех прав.

Игорь ГЕТМАН:

– Наверное, не ошибусь, если скажу, что отказ от политкорректности – мейнстрим в современном идеологическом противостоянии. И все-таки: возможен ли белорусско-польский компромисс во взглядах на события сентября 1939-го?

Геннадий ИВАНЧИН:

– Компромисс всегда возможен, просто необходимо для него создавать условия. Исторические противоречия не должны непреодолимо влиять на современные поколения, несмотря на деструктивную деятельность политиков или даже ученых. Надо понимать, что «на другом берегу» – тоже люди, и надо работать с общественностью соседа, использовать информационные возможности для донесения нашей позиции. Широкие массы способны побудить элиты к диалогу.

Тот же отказ от политкорректности – вынужденный шаг. Белорусы не были первыми в отказе от диалога, не были инициаторами конфронтации. Мы были вынуждены отвечать на недружественные выпады.

Александр САВИЧ:

– Компромисс возможен сегодня так же, как был возможен сто лет назад. Ведь, например, не было противостояния местного белорусского населения с местными поляками. Противостояние было с польской администрацией и осадниками, многие из которых были настроены шовинистически, были привнесены извне на наши территории.
Компромисс возможно достичь даже в таком сложном вопросе, как территориальный. Вспомним взаимные претензии первой половины прошлого века. Однако впоследствии за основу белорусско-польского разграничения все же была взята линия Керзона, основанная на этническом факторе. Польша хотела видеть в своем составе территории Виленщины, Гродненщины и Белостокщины. В результате Белосток достается Польше, Гродно – Беларуси, Вильно – Литве. Компромисс достигнут. С соседями так и должно быть, их не выбирают.

Юрий СЕГЕНЮК:

– Мы не ограждаемся забором. Соседи построили забор в Беловежской пуще. Понятно, что их пропаганда по-своему интерпретирует 1939 год. И мы можем только догадываться, что творится в головах наших сверстников-поляков. Надеемся, что в основе их подходов не лежит сталкивание лбами наших народов.

Нашу точку зрения необходимо отстаивать, но, тем не менее, компромисс, я считаю, все равно возможен.

Игорь ГЕТМАН:

– Уважаемые гости, позволю высказать свое мнение. Мне кажется, что именно в вопросе 1939 года белорусско-польский компромисс достичь крайне тяжело…

Геннадий ИВАНЧИН:

– Не надо рассматривать историю как инструмент для спекуляций. Надо исходить из того, что из прошлого надо делать определенные выводы, которые должны служить добрососедству в настоящем и будущем. Народы не должны жить историческими обидами, должны жить мирно и хорошо.

Игорь ГЕТМАН:

– Но ведь часть польского общества все равно считает наши земли своими…

Геннадий ИВАНЧИН:

– Пока такой взгляд не станет идеей элит, на это можно смотреть спокойно.

Игорь ГЕТМАН:

– Что знает о сентябре 1939-го современная молодежь? Что ей необходимо знать?

Александр САВИЧ:

– Наши студенты хорошо знакомы с данной проблематикой, в частности, осваивая ее в ходе моего спецкурса по истории Западной Беларуси. Конечно же, с акцептацией на исторической справедливости событий сентября 1939 года. С одной стороны, это капля в море. Но это будущие учителя истории, политологи, религиоведы, знания которых позволят формировать мировоззренческие установки тысяч учеников.

Юрий СЕГЕНЮК:

– Праздник еще довольно молодой и не хотелось бы, чтобы он шел проторенным путем: митинги, воздушные шарики, автопробеги и так далее. Мы должны уходить от поверхностного подхода. Поэтому сначала надо изучить материальную часть. Надо понимать, что и почему мы празднуем. Знать реальную, трагическую историю народа, лишенного элементарных прав.

Поэтому работа должна быть системной и интересной, с опорой на труды исследователей.

Геннадий ИВАНЧИН:

– Надо, чтобы молодежь видела что-то ценностно значимое в дате. День народного единства не может быть одним из массы прочих праздников. Должно быть осознание, что это один из тех дней, которые в итоге привели к образованию независимого белорусского государства. Если не будет этого ценностного отклика – значит все мы, ученые, общественники, педагоги, журналисты, недоработали.

Игорь ГЕТМАН:

– История Западной Беларуси в современном культурном контексте. Насколько часто современная культура и искусство обращаются к западнобелорусскому периоду?

Геннадий ИВАНЧИН:

– Ответ очевиден: нечасто. Только последнее время, 2023 год, ознаменован выходом фильма «На том берегу». Предыдущий фильм западнобелорусской тематики «Красные листья» был снят в 1958 году.

Александр САВИЧ:

– Мне как человеку, профессионально занимающемуся этим периодом отечественной истории, наверное, всегда будет мало. Но ведь реально мало! А эпоху, по моему мнению, невозможно понять без предметного проникновения в историю, литературу, политологию, социологию. Наше общество недостаточно знакомо с конкретикой повседневных забот западнобелорусских ­крестьян, горожан, интеллигенции, отстаиванием ими своих прав, развитием общественной мысли – обо всех сторонах жизни западнобелорусского региона. Ведь Красная Армия не просто освободила пассивное население от польской оккупации – она пришла к народу, который высказывал активные претензии к польской власти открыто и вооруженной борьбой подтверждал свои требования.

Игорь ГЕТМАН:

– Год назад состоялась премьера фильма «На том берегу». Насколько был удачен опыт обращения к теме раздела Беларуси?

Александр САВИЧ:

– Мне фильм понравился. Возможно, он не самого высокого художественного уровня, но в целом дух эпохи передает. Драматизм и суть представленных событий вполне реалистичны.

Игорь ГЕТМАН:

– Насколько типичное событие, показанное в начале фильма, – закрытие церкви и превращение ее в склад?

Александр САВИЧ:

– Недоброжелательное отношение польской власти к православной церкви было реальностью того времени. Мы имеем примеры шантажа православных священников: сначала докажи, что ты лоялен государству, а потом мы, возможно, снимем замок с церкви.

Геннадий ИВАНЧИН:

– В фильме мы имеем некоторую дисгармонию драматизма и исторической действительности. Но в целом нужно положительно отметить сам факт появления фильма, обратившегося к событиям польского периода.

Однако фильмы подобного плана, продвигающие идеологические нарративы, должны быть убедительными. Это и сюжет, и актерский ансамбль, и игра. Тогда состоится продвижение идеологических установок. В качестве примера можно привести тот же фильм «Спасти рядового Райана». Вложены серьезные финансовые и творческие ресурсы для продвижения идеологической установки «мы своих не бросаем». Идеология – слишком серьезная вещь, она не прощает легкомысленного отношения.

Игорь ГЕТМАН:

– Лично мне обидно за неточность в целом ряде деталей. Таких бород, как в фильме, молодые парни сто лет назад не носили, формы имен не характерны эпохе, присутствуют неточности в униформе польских военных. Этого бы не было, я уверен, если бы создателей фильма консультировали люди, профессионально занимающиеся эпохой. В советском кинематографе в фильмах исторической тематики, как правило, были консультанты с учеными степенями. Мне кажется, что было бы неплохо возвратиться к советской практике в этой области.

Спасибо за дискуссию, всех с наступающим праздником!

Игорь ГЕТМАН

Фото Александра ШУЛЬГАЧА

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Яндекс.Метрика