Главная - Новости - Новости из общественной жизни - Быть тьютором – работать над собой. История воспитателя персонального сопровождения Клейниковской средней школы Инны Калиновской

Быть тьютором – работать над собой. История воспитателя персонального сопровождения Клейниковской средней школы Инны Калиновской

Быть тьютором – работать над собой. История воспитателя персонального сопровождения Клейниковской средней школы Инны Калиновской

Всё больше приобретает значимость работа воспитателя, осуществляющего персональное сопровождение детей с аутистическими нарушениями (тьютор). Одна из его главных задач – создать специальные условия обучения, которые способствуют успешной социализации и реализации возможностей воспитанников.

 

Развивать данное направление в Брестской области начали еще в 2009 году. Сегодня персональное сопровождение для детей с аутистическими нарушениями осуществляется не только в центрах коррекционно-развивающего обучения, но и в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, специализированных школах и школах-интернатах.
По данным Брестского областного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, на 1 января 2024 года на Брестчине 283 воспитателя ведут персональное сопровождение 310 детей с расстройством аутистического спектра (РАС). В то время как на учете в областном банке данных о детях с особенностями психофизического развития (ОПФР) состоит 711 детей с РАС, это на 192 ребенка больше, чем в 2022 году (519 детей).

 

О том, как выглядят рабочие будни тьюторов, с какими сложностями сталкивается специалист и каких успехов удается добиться в развитии воспитанника, с «Зарей» поделилась воспитатель персонального сопровождения Клейниковской средней школы Брестского района Инна Калиновская.

 

Знакомство с ребенком

 

Прежде чем Инна Николаевна познакомилась со своим подопечным, она работала воспитателем в одном из детских садов города Бреста. Потом решила получить второе высшее образование по психологии. Поступила в Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина на заочную сокращенную форму обучения.

 

Проучившись два года и получив диплом, Инна Калиновская планировала сменить профессиональную стезю. Чутье подсказывало, что нужно пробовать себя в чем-то новом, помимо работы в дошкольном учреждении. И ответ на ее поиски пришел от мужа.

 

– Он вспомнил, что одна наша знакомая работает воспитателем сопровождения. Мы пообщались, и я рассказала, что интересуюсь этим направлением и готова рассмотреть варианты. Спустя несколько месяцев знакомая написала, что есть ребенок, которому, вероятно, понадобится сопровождение, – вспоминала Инна Николаевна.
Встреча с родителями и их сыном прошла хорошо. Инна сумела расположить 10-летнего мальчика благодаря своему многолетнему опыту работы воспитателем. На тот момент не до конца были улажены вопросы с документами, и Инне Калиновской пришлось подождать. Через пару месяцев ей перезвонили и сообщили, что можно приступать к работе.

 

Контакт налажен

 

Когда героиня нашей публикации пришла работать с Глебом, он еще учился в начальной школе. Его учительница первое время сама, как умела, создавала для ребенка необходимые условия. Затем в работу включилась Инна Николаевна. Ее подопечному было сложно справляться с эмоциями, особенно когда он допускал ошибки. Первой задачей было научить его усидеть хотя бы десять минут. И за каждые эти минуты его поощряли.

 

Начальная школа, по ее мнению, не самый сложный период. Один учитель, все время в одном кабинете. Серьезных стрессов не было. А вот в средней школе своя специфика.

 

Во-первых, она находится в другом здании. Во-вторых, нужно было ориентироваться в кабинетах. В-третьих, почти по каждому предмету свой учитель. Тут Инна Николаевна задумалась, как снизить стресс у подопечного. Поэтому приложила усилия, чтобы получилось сохранить его эмоциональное равновесие. В частности, читала много специализированной литературы и постепенно, пользуясь рекомендациями, удавалось добиваться необходимого результата. И не только у ребенка, но и во взаимодействии с педагогами.

 

– Моя основная функция – помочь учителю так контактировать с учеником, чтобы не вызывать у ребенка отрицательной реакции, показывать, как обходить острые углы, на которые он реагировал бы негативно, – делится спецификой своей работы Инна Николаевна. И по ее наблюдениям, учителям старшего возраста сложнее было корректировать свое преподавание, а вот молодые педагоги проще перестраивались.

 

В начале было сложно и Инне Калиновской. Ей было боязно браться за эту работу. Однако администрация Клейниковской средней школы, видя ее волнение, поддерживала воспитателя.

 

– Первое время просила прощения у ребенка за свои неправильные действия, когда он плохо себя вел или реагировал не так, как хотелось. Работала со своими эмоциями и научилась не идти за ними, прорабатывала ситуацию и шла дальше, – вспоминает Инна Николаевна. – Очень благодарна маме мальчика, которая чутко реагировала на мои запросы. Мы постоянно на связи в социальных сетях. Если мальчику было тяжело, мама приезжала и забирала его из школы. Сейчас, конечно, уже такого нет.

 

 

«Расскажи мне про подводную лодку»

 

За пять лет виден прогресс. И его замечает не только воспитатель, но и окружающие. Ведь Глеб уже лучше адаптируется в учебном процессе. Он стал больше обращать внимание на одноклассников и проявлять к ним дружелюбие. И они тоже относятся с уважением к нему. Кроме того, парень очень развит интеллектуально и с годами его эрудированность возрастает.

 

Наша героиня отмечает: ее подопечный во время уроков часто дополняет слова педагога по той или иной теме и это всегда уместно. «У Глеба большой объем знаний в разных областях знаний. Ему интересны история, военная техника, космос… Многие говорят, что аутистам нужно общение, но немногие понимают, что для них является общением. Это не просто разговор ни о чем. Для них это сообщение информации, которую они знают. Таким образом он себя преподносит. Я научилась это принимать, – рассказывает о своем подопечном Инна Калиновская. – Вижу, что у подростка какое-то напряженное состояние, выходим на перемену и я говорю ему: «Глеб, а расскажи мне что-нибудь про подводную лодку». И он с восторгом рассказывает. Его это расслабляет».

 

Как правило, люди с аутистическими нарушениями живут в своем мире, но сейчас подопечный Инны Николаевны все чаще, хоть и на некоторое время, выходит из этого состояния. Однако общественные школьные мероприятия она с ним не посещает. Глебу там шумно.

 

А вот ходить в столовую убедить его удалось. Таким результатом очень довольна мама мальчика. Это действительно достижение, потому как на недавних курсах повышения квалификации у воспитателей персонального сопровождения как раз возник вопрос: что делать с тем, что ребенок с аутистическими нарушениями не хочет есть в столовой? Инна поделилась с ними опытом.

 

Результат – через пять лет

 

Работа воспитателем персонального сопровождения сложна тем, что в начале не видно результата. Именно поэтому некоторые специалисты не выдерживают и завершают работу с подопечным раньше, чем появятся изменения в поведении ребенка. Смена воспитателей – это, к слову, еще один стресс для него. Ему ведь нужно привыкнуть к человеку.

 

Вот и Инна Калиновская только сейчас, спустя пять лет сопровождения, замечает изменения у своего подопечного. Но и сама она уже другая. Главное – не сдаваться. Уметь в какие-то моменты отстраняться, чтобы не принимать возникающие проблемы близко к сердцу.

 

– Периодически задумывалась: а надо ли мне это? Работа требовала много эмоциональных сил и терпения. Но я изначально понимала, что эта деятельность больше, чем работа. Скорее –служение. Были моменты разочарования, но посмотрев на свой труд с другого ракурса, мне становилось легче. И со временем я стала меняться сама. Можно говорить, что у моего подопечного что-то не так, или задуматься: возможно мне самой подойти с другой стороны? Тогда находятся методы, как работать с ребенком дальше, – поделилась своими мыслями Инна Калиновская.

 

Маргарита СЕРГЕЕВА

Фото автора

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Яндекс.Метрика