Один день в деревне. Сюда приезжают за тишиной

Деревня Чемери I может претендовать на звание райского уголка. Расположенная в восьми километрах от Каменца, она привлекает не только тишиной и спокойным ритмом, но и тем, как здесь сохраняется память о жизни белорусов начала и середины ХХ века. Об этом расскажет жемчужина населенного пункта –этнографический центр «Піліпава хата», который можно называть музеем.

«Піліпава хата»

У калитки нас встречают Виталий и Галина Писаруки – создатели этого исторического уголка. Они рассказали, что дому, в котором расположена экспозиция, почти 100 лет. Его построил Филипп Бакун, будучи уже женатым человеком и отцом двоих детей. Здесь Филипп с женой Федорой жили и воспитывали семерых детей. В деревне мужчину называли Пилипом – отсюда и название дома. Впрочем, в деревне есть традиция – называть дом в честь первого владельца. Например, семья Писаруков живет на этой же улице в «Іванкавай хаце».

Здание этнографического центра – классическая постройка довоенного времени, которая разделена на три части: хата, сени и комора. Часть экспонатов – вещи, найденные в купленных домах хозяевами, а многие исторические артефакты передали соседи, знакомые семьи Писаруков, есть также атрибуты быта, привезенные из родительского дома Виталия Григорьевича на Кобринщине.

Для жителей деревни главным местом в доме был красный угол. В «Піліпавай хаце» он тоже обустроен с любовью: икона, украшенная нарядным рушником, под ней – дожиночный сноп. О традициях белорусской семьи напоминают стол с вышитой скатертью, сундуки, шкаф с одеждой. В шкафу хранятся мужские вышитые рубашки и женские фартуки, подвенечное платье 1947 года, вышитые простыни и рушники. В центре расположена экспозиция хозяйственной утвари – деревянной (бондарной и токарной), гончарной, а также плетеной из прутьев и соломы.

Конечно же, представлены в «Піліпавай хаце» кухонная посуда крестьян – чугуны и чугунки. Всё можно брать в руки, рассматривать.

Виталий и Галина – педагоги по образованию, преподававшие ранее в брестских университетах: Виталий Григорьевич – в техническом, а Галина Васильевна – имени А.C. Пушкина. Однако их специализация не была связана с историей. Поэтому воссоздать быт белорусских крестьян им помогали старшая дочь Татьяна с мужем Сергеем, поскольку они оба – кандидаты исторических наук.

Экскурсии в «Піліпавай хаце» проводятся бесплатно, однако посетители могут оставить пожертвования на развитие этнографического центра и написать впечатления в книге отзывов. Посещают музей не только жители Брестской области, но и всей Беларуси, а также и из других стран. Здесь были гости из Канады, Китая, Ирана, Германии, из многих российских городов.

В этнографическом центре «Піліпава хата» вам покажут экземпляр изданной в этом году книги «Чемери I. История одного дома». Эта книга – еще одно детище семьи Писаруков. В ней, помимо истории деревни Чемери I, есть очерки о жизни 28 семей чемерян, которые рассказывают о себе и своих родных. Сейчас семья Писаруков работает над второй частью – «Чемери I. Продолжение истории».

В «Піліпавай хаце» знакомство с укладом жизни белорусов не закончилось. Далее мы отправились в оздоровительный центр «Сяброўня», который обустроила тоже семья Писаруков. Он находится недалеко от «Піліпавай хаты». По дороге Галина Васильевна рассказала о том, как они с мужем пятнадцать лет назад приняли решение переехать из города в деревню: «У нас была дача недалеко от Бреста, любили бывать там всей семьей. Когда дочери выросли и создали свои семьи, на даче стало тесно. Начали думать о том, чтобы приобрести участок побольше. Мужу нравилась сельская жизнь, да и старшей дочери очень хотелось, чтобы ее дети летом проводили время в деревне. Выбрали Каменецкий район, поскольку муж здесь часто бывал со студентами на сельхозработах и полюбил местный неровный ландшафт». Вот и получилось, что их четверо внуков – брестчане, но фактически они выросли в деревне Чемери I. Для внуков дедушка обустроил футбольную и волейбольную площадки – всё это мы увидели, направляясь в «Сяброўню» через богатый плодами большой яблоневый сад, посаженный Виталием Григорьевичем. «Сяброўня» состоит из большой уютной гостиной и бани. Здесь мы отведали фирменный чай-«чемеряй» из трав, собранных Галиной Васильевной.

Сельские будни

В деревне Чемери I три улицы, на которых всего несколько десятков домов. Сегодня здесь проживают 63 человека, большая часть из них трудоспособного возраста. Они работают в цехе по разливу минеральной воды СП «Санта Бремор» ООО (деревня Дворцы) или же в Каменце либо Бресте. В школу детей подвозит автобус. Младшие школьники учатся в Мартынюковской начальной школе, а учащиеся старших классов – в средней школе №1 г. Каменца или Каменецкой гимназии.

– В данном населенном пункте всё обустроено для жизни и деятельности людей, – говорит председатель Речицкого сельского совета Вячеслав Онуфриюк. – Два раза в неделю приезжает автолавка, ежедневно – почта, организован еженедельный вывоз мусора, улицы освещены. А вот газа нет, поэтому отапливают дома печами или же используют твердотопливные котлы. Бытовое обслуживание производится по заявительному принципу. Есть телефоны мастеров и, если что-то нужно сшить или сдать в ремонт, они приезжают по звонку на место.

Галина Писарук добавляет, что еще раз в месяц приезжает библиобус, где чемеряне-книголюбы обменивают книги. Чтобы получить медицинскую помощь или просто пройти медосмотр, жители деревни едут в Каменец. Однако в экстренных случаях участковый врач приезжает к больным на дом.

Чуть больше половины населения Чемерей – местные жители. Например, как Мария Виничук. Она выросла здесь, потом уехала в Брест. Выйдя на пенсию, вернулась в родные края, потому что был необходим уход за мамой. После ее смерти Мария решила остаться в деревне, ведь в городе особо делать нечего. Дочери выросли, младшая живет в Минске, а старшая – в Бресте. Но она частенько приезжает к маме помочь с хозяйством. Много делает по благоустройству усадьбы зять Владимир Лесняк. «Спасибо ему большое. Без его помощи не смогла бы восстановить родительский дом. Ведь еще моя мама была уверена, что мы его не будем продавать. Здесь раздолье для детей и внуков. Приезжает и сестра с родными. Она даже рядом со мной участок купила. Ее сын сейчас там дом строит», – рассказывает Мария.

Тем временем гуляем по территории Виничуков и убеждаемся, что всё здесь сделано с душой. Застаем за работой племянника Марии Андрея Козловского. В Бресте у Андрея есть дом, но он захотел построить дом и здесь. Как признается сам, для души и радости. «Здесь мы росли, и всё здесь мне родное и близкое. Когда побудешь пару дней в Бресте, уже кажется всё, – надо сюда приезжать за тишиной», – поделился Андрей. Члены его семьи пока появляются здесь нечасто, но если нужно помочь, трудятся все вместе. Особенно полезно бывать в этой атмосфере девятилетнему сыну Андрея. Мальчишка будет с детства знать, что такое труд на земле и как хорошо живется в деревне. «В деревне люди чем-то постоянно заняты, всегда нужно что-то делать, и так жизнь идет», – резюмировала нашу беседу Мария Виничук.

Здесь есть будущее

Андрей Козловский – один из тех, кто доказывает, что сельская жизнь привлекает горожан. К слову, у него уже появились соседи и буквально полторы недели назад еще у одного дома будут новые владельцы.

Председатель Речицкого сельсовета Вячеслав Онуфриюк сообщил, что было принято решение один из домов, предназначенных под снос, выставить на продажу, потому что к нему появился интерес. И дом купила семья из Бреста за 8600 белорусских рублей. «Люди видели место и дом, который вполне можно восстановить, и решились на его приобретение. Их, вероятно, манит тишина и возможность наслаждаться природой», – поясняет Вячеслав Викторович. Он также поделился, что сельсоветом постоянно формируются участки под строительство, изучается местность, которой заинтересовались люди. Когда участок определен, он вносится в перечень на сайте исполкома. Люди мониторят информацию, звонят и узнают подробности. Такой интерес со стороны граждан говорит о том, что жизнь на селе будет иметь продолжение.

Маргарита СЕРГЕЕВА
Фото Юрия МАКАРЧУКА

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Яндекс.Метрика