Проект «Собеседник». Интервью с начальником главного управления по образованию Брестского облисполкома Натальей КАЛИНОВСКОЙ

По традиции первое воскресенье октября свой профессиональный праздник отмечают педагогические работники. Накануне Дня учителя начальник главного управления по образованию Брестского облисполкома Наталья КАЛИНОВСКАЯ рассказала «Заре» о том, какими компетенциями должен обладать педагог, чем гордится сфера образования Брестчины и какая поддержка оказывается молодым специалистам.

– Наталья Анатольевна, первый учитель навсегда остается в сердце учеников. Расскажите о вашей первой учительнице.

– Действительно, личность первого учителя для маленького человека, делающего свои первые шаги в жизни, очень важна. Учитель – это и наставник, и воспитатель, и пример, которому хочется подражать. Первая учительница в школе – это вторая мама, любящая и заботливая, это поддержка и опора.

Мой первый учитель начальных классов была и есть замечательный человек Елена Степановна Эрдман – учитель начальных классов ГУО «Средняя школа №3 г. Дзержинска». Я до сих пор бережно храню наше с ней фото.

– Вы прошли путь от учителя белорусского языка и литературы до начальника главного управления по образованию облисполкома. В каких учреждениях образования вам доводилось работать и чем запомнились эти педагогические коллективы?

– После окончания филологического факультета Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка, будучи молодым специалистом, я работала в средней школе № 8 г. Кобрина, затем – заместителем директора по учебной и воспитательной работе гимназии № 2 г. Бреста, директором областного лицея имени П.М. Машерова и гимназии № 20 г. Минска. И в каждом из этих учреждений образования у меня был прекрасный, добрый и отзывчивый коллектив, с которым было приятно работать и который до сих пор вспоминаю с теплотой в душе.

Конечно, директором лицея, гимназии быть нелегко, но интересно. Поскольку занимается он не просто управлением в обычном понимании этого слова. Сегодня директор белорусской школы – и управленец, и финансист, у него должны быть достаточно серьезные знания в области права, при этом директор еще и открыт для всего мира. Думаю, работа отгоняет от нас три великих зла: скуку, порок и нужду. Я счастливый человек, поскольку всегда занималась любимым делом.

– Какая ситуация в Брестской области с обеспеченностью кадрами?

– В настоящее время в учреждениях образования Брестской области обеспеченность кадрами составляет 98 процентов. Вакансий учителей в школах нет, но есть потребность в специалистах физико-математического профиля. Для решения этой вопроса мы привлекаем педагогов пенсионного возраста, студентов, совместителей, а также увеличиваем педагогическую нагрузку данной категории. Сведения о вакансиях размещаются в общереспубликанском банке вакансий, на сайтах управлений (отделов), учреждений образования.

– Ежегодно на Брестчине свое первое рабочее место получают сотни молодых учителей. Какая поддержка оказывается этой категории педагогов?

– В нынешнем году в учреждения образования области прибыло 638 молодых специалистов. Конечно же, наниматели заинтересованы в закреплении молодых кадров на первом рабочем месте. При заключении контрактов предусматриваются такие дополнительные меры стимулирования, как повышение тарифной ставки (оклада) до 50 процентов, предоставление трех дополнительных дней к трудовому отпуску, а также выплаты стимулирующего характера не менее 30 процентов к окладу за высокие достижения в работе, надбавки за сложность и напряженность труда, оказывается единовременная материальная помощь для первичного бытового обустройства.

В коллективные договоры включены правовые, трудовые и социальные гарантии для молодежи, единовременные выплаты для лиц, продолживших работать в организации после отработки обязательного срока работы и заключивших контракт сроком не менее чем на три года.

Также немаловажно, что в соответствии с жилищным законодательством молодые специалисты имеют первоочередное право на предоставление арендного жилья при отсутствии у них, а также у членов их семей других жилых помещений в собственности в населенном пункте по месту работы. Кроме того, молодой специалист может рассчитывать на место в общежитии или компенсацию части выплат в случае съемного жилья.

Поддерживают молодежь и в педагогических коллективах: адаптироваться на первом рабочем месте молодому специалисту помогает наставник – опытный и квалифицированный педагог и руководитель стажерской практики из числа администрации учреждения. Познакомиться, обменяться опытом молодые педагоги могут в школах молодого специалиста, действующих в районах, на молодежных форумах педагогических идей и решений, мастер-классах и других мероприятиях, которые собирают увлеченных молодых учителей.

И стоит отметить, такая работа дает определенный результат: если в 2022 году закрепляемость молодых специалистов у нас в области составляла 65 процентов, то в 2024-м она уже на уровне 79,2 процента.

– К слову, об увлеченности профессией: каким, на Ваш взгляд, должен быть современный педагог?

– Я уверена, что во все времена настоящий учитель – это человек, любящий свою работу и своих воспитанников. Именно любовь к детям отличает эту профессию от остальных. Есть замечательное высказывание писателя Льва Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель». Такой учитель всегда современен, в таком всегда нуждаются.

Сегодня педагог должен обладать большим количеством компетенций, но, самое главное, уметь находить контакт с детьми, чувствовать их интересы и потребности, проявлять заботу о социальном благополучии. Именно при таком подходе дети испытывают уважение и доверие к педагогу, проявляют себя, раскрываются в творчестве.

Для меня современный учитель – это исследователь и экспериментатор, настоящий профессионал, который не теряется в современном информационном мире, может творчески работать с информацией и интересно ее преподнести.

– Брестская область богата на талантливых педагогов и одаренных ребят. Какие достижения и победы на счету системы образования первого региона?

– Действительно, копилку достижений Брестской области каждый год пополняют новые награды. Приведу лишь несколько примеров: на заключительном этапе олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность», которая проходила в Бресте, приняли участие 28 команд из Беларуси и России. Команда города Бреста разделила третье место с соперниками из Могилевской и Минской областей. Учащиеся Брестской области завоевали пять дипломов, и все выпускники из этой яркой плеяды поступили в вузы Беларуси.

Школьники Брестчины стали победителями десятой Европейской географической олимпиады (EGEO-2024) в Сербии. Юные брестские географы продемонстрировали высокий уровень подготовки и эрудиции, о чем говорят их блестящие результаты. Абсолютный победитель EGEO-2024 – учащийся ГУО «Гимназия №2 г. Бреста» Николай Мисиюк. Золотую медаль завоевала выпускница ГУО «Средняя школа №18 г. Барановичи» Александра Богданова. Серебро у Станислава Бродницкого, выпускника ГУО «Средняя школа №5 г. Пружаны».

К слову, Николай Мисиюк и Александра Богданова также завоевали серебряные медали на XX Международной географической олимпиаде (iGeo-2024) в Ирландии. А Станислав Бродницкий на XVII Международной олимпиаде по наукам о Земле (IESO – 2024) в г. Пекине был награжден «бронзой».

На счету Брестской области в 2023/2024 учебном году – победа в III Открытой международной астрономической олимпиаде. У Александры Юрченко, учащейся ГУО «Микашевичская гимназия имени В.И. Недведского», – золотая медаль. Также награду высшей пробы привез Тимофей Кравцов, учащийся ГУО «Гимназия г. Лунинца имени Н. П. Анцукевича» со Всемирного конкурса изобретений World Invention Competition And Exhibition (WICE) 2024.

Конечно же, в основе этих побед – огромный труд, поддержка и вера их педагогов. Наши учителя – это высококвалифицированные специалисты. Высшую и первую квалификационные категории имеют 83 процента педагогов Брестчины – это один из лучших показателей в стране. В прошлом году на республиканском конкурсе «Учитель года» из восьми победителей в республике трое – представители Брестской области.

– Что пожелаете коллегам в профессиональный праздник?

– Дорогие педагоги! От всей души поздравляю вас с Днем учителя! Наша профессия – одна из самых важных и мирных. Главное в ней – воспитание человека. Своим примером вы ведете за собой учеников. Вы доносите до них такие простые истины, как дружба, взаимопонимание, честность и порядочность. Наш совместный труд должен быть направлен на благо человека, на благо нашей любимой Беларуси.

Уважаемые работники сферы образования Брестчины! Я желаю вам жить и трудиться с радостью, покорять новые профессиональные вершины. Пусть выбранная профессия приносит вам удовлетворение, почет и процветание.

Беседовала Алена САЦУТА

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Яндекс.Метрика