Проект «КАРТА ПАМЯТИ». Дивин. Весна 1944-го

Советские войска в начале 1944 года, разгромив гитлеровцев на территории правобережной Украины, стремительно продвинулись далеко на запад и вышли на рубеж Камень-Каширский – Ковель –Тернополь. Этот прорыв на стыке групп вражеских армий «Центр» и «Юг» мог стать своеобразным клином, способным развалить весь советско-германский фронт. Стремясь развить оперативный успех, ставка Верховного главнокомандования приняла решение расширить прорыв и, перейдя в наступление, занять города Ковель и Брест.

Частям 160-й стрелковой дивизии под командованием генерал-майора Болеслава Зароко-Зароковского в этой операции было поручено занять плацдарм севернее реки Припять и прикрыть правый фланг наступающих частей от возможного удара немцев с Кобринского направления. Боевые действия для 160-й дивизии начались 15 марта, с наступления 1295-го стрелкового полка. 16 марта к выполнению задач Полесской операции перешел 1293-й стрелковый полк. Главные силы этого полка под командованием подполковника Исаака Горобца переправились через реку Припять в районе деревень Великая Глуша, Малая Глуша и двинулись на северо-запад. Вскоре разведка установила, что крупных частей противника в этом районе нет, а гарнизоны стоят лишь в Мокранах, Кобрине, Ратно и вдоль железных дорог линий Пинск – Кобрин, Брест – Ковель.

Несмотря на отсутствие противодействия противника, продвижение бойцам 1293-го полка давалось нелегко. Начавшееся весеннее половодье превратило дороги в низинах и поля в болота. Утопая в грязи, с большими трудностями бойцам приходилось вытаскивать орудия, автомашины и повозки, застревавшие на разбитых дорогах, на своих плечах нести боеприпасы, продукты питания. Уничтоженные мосты на бесчисленных реках, ручьях, каналах приходилось ремонтировать на ходу или строить заново. Несмотря на все трудности, продвигаясь тремя колоннами, к исходу 21 марта 1293-й полк вышел на рубеж Чемер – Дивин – Леликово.

Появление частей Красной Армии в нескольких десятках километрах от основной коммуникационной линии группы армий «Центр» стало серьезной угрозой для обеспечения войск этой группы, находящихся далеко на востоке. Понимая это, немецкое командование приняло ответные меры. Вскоре разведка 160-й стрелковой дивизии установила, что противник подтягивает силы со стороны Бреста, Кобрина и Пинска с целью отбросить советские части за Припять.

В этой обстановке командование 1293-го полка получило приказ перейти к обороне и не допустить прорыва противника со стороны Кобрина по дороге на Дивин.
25 марта противник атаковал опорные пункты полка в районе деревни Оса, но был отброшен. Тем временем разведка доложила о скоплении вражеской пехоты, артиллерии, самоходных орудий и танков в Руховичах, Хабовичах, Доропеевичах. В ночь на 27 марта противник навел переправу через канал и перешел в наступление на участок в районе хутора Ор, где занимали оборону партизаны и бойцы 1-го стрелкового батальона полка. Тогда атаку с большим трудом, ценой потери части позиций, удалось отбить.

Подполковник Горобец для усиления 1-го батальона и восстановления положения в районе хутора Ор, Козице подтянул 7-ю и 9-ю роты полка. С наступлением темноты они перешли в контратаку, но, попав под плотный вражеский огонь, были вынуждены отойти. Сказывались отсутствие артиллерийской поддержки и нехватка боеприпасов.

Бои непосредственно за Дивин начались вечером 28 марта. Немцы в составе усиленного батальона наступали со стороны хутора Ор на западную окраину местечка. Проведя мощную артиллерийскую подготовку, они двумя группами смогли проникнуть в траншеи подразделений 1-го батальона 1293-го полка и заставили их отступить в глубь Дивина. На следующее утро противник атаковал позиции 1-го батальона в Дивине с севера (вдоль шоссе Кобрин, Дивин) и с запада, со стороны хутора Ор. На позиции батальона ринулись танки, самоходные орудия и пехота. Шум моторов, грохот артиллерийских выстрелов и пулеметных очередей слились в сплошной рев. Под завесой дыма от горящих домов немцы смогли прорваться к церкви, расположенной на перекрестке улиц в центре местечка. Наблюдательный пункт капитана Евгения Лысенко, находившийся в церкви, оказался в окружении врага. Еще можно было пробиться к своим. Но оставить такой удобный и доминирующий над полем боя наблюдательный пункт он не хотел. Отважный командир решил вызвать огонь батареи на себя. Передав координаты церкви на батарею, он дал команду открыть огонь. Разрывы снарядов потрясли стены храма. Немецкие солдаты отхлынули, много было убитых. Через несколько минут атака повторилась и вновь их накрыл меткий огонь артиллерии. И только когда вражеские автоматчики прервали связь с батареей, Лысенко со своими бойцами пошел на прорыв. При выходе в дверях он столкнулся с тремя гитлеровцами. Выстрелив, офицер убил ближайшего к нему немецкого солдата. Связист старший сержант Михаил Казаков очередью из автомата сразил остальных гитлеровцев. Под прикрытием огня пехотинцев капитан Лысенко и его разведчики вышли из окружения на позиции своей батареи.

Немцы стремились захватить Дивин, несмотря на потери, любой ценой. Это им давало большое тактическое преимущество для ведения дальнейших боев в этом районе. Понимало это и советское командование. Бой за местечко продолжался весь день. Трижды центр местечка переходил из рук в руки. К концу дня стало понятно, что плацдарм, созданный 160-й дивизией в районе Дивина, имеющимися силами удержать невозможно, и штаб корпуса принял решение об отводе войск на южный берег реки Припять.

Для прикрытия отхода подразделений из Дивина были выделены группы бойцов. Одна группа состояла из расчетов станкового и ручного пулеметов и пяти автоматчиков.

Командирами расчетов были сержант Андрей Полянский и рядовой Сафхутдинов. На рассвете группу, занявшую позицию на окраине Дивина, обнаружили. Разгорелся жестокий бой, но подойти к позиции смельчаков гитлеровцы, как ни пытались, не смогли. Тогда гитлеровцы подожгли зажигательными пулями дом рядом с позицией советских бойцов. Задыхаясь от дыма и жары, группа перешла в соседний дом и вновь открыла огонь. Так, переходя из дома в дом, в дыму, огне смельчаки вели бой, пока не поступил приказ на отход. Задача была выполнена. Отважная группа, захватив пулеметы, двинулась догонять свои подразделения.

30 марта подразделения 160-й стрелковой дивизии, переправившись на южный берег Припяти, взорвали за собой мосты.

Согласно журналу ведения боевых действий 1293-го стрелкового полка, потери его личного состава в бою за Дивин 28 – 29 марта составили: убитыми – 93, ранеными – 120 солдат и офицеров.

Окончательно от гитлеровцев Дивин был освобожден советскими войсками в ходе наступательной операции «Багратион» в июле 1944 года.

Олег ГРЕБЕННИКОВ

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Яндекс.Метрика