Проект «Собеседник». 20 лет золотому спринту Юлии Нестеренко

В 2004 году на Олимпийских играх в Афинах состоялось фактически сенсационное событие – наша землячка, легкоатлетка Юлия Нестеренко завоевала золото в беге на 100 метров. Ее победа стала приятной неожиданностью для всех любителей спорта. Спустя 20 лет мы помним о нашей «белой молнии» – так назвали Юлию Нестеренко в Афинах. О золотом забеге, спортивной славе и жизни после завершения профессиональной карьеры поговорили с олимпийской чемпионкой.

– Юлия Викторовна, давайте вспомним, когда вы пришли в профессиональный спорт. Как это было?

– Когда я пришла в легкую атлетику, у меня уже была определенная база. Еще с малых лет родители привели меня на гимнастику, где я развила гибкость. Потом занималась плаванием, благодаря этому открылись новые функциональные возможности организма. А уже потом попала в легкую атлетику. Получается, что всё органично сложилось.

Мой приход в атлетику – заслуга первого тренера, учителя физкультуры Сергея Салямановича, заслуженного тренера Республики Беларусь. Он увидел мои способности к бегу. В начале занималась буквально из-под палки, без особой охоты. Мне хотелось бегать, резвиться, играть в казаки-разбойники… Но терпение и настойчивость Сергея Владимировича всегда меня возвращали в тренировочный процесс. Очень мощную базу получила, когда училась и тренировалась в училище Олимпийского резерва в Минске у тренера Виктории Божидаровой. Я выполняла семь видов легкоатлетического многоборья.

По моему мнению, легкая атлетика хороша своей универсальностью и разносторонностью. Это метание копья и молота, толкание ядра, спринт, прыжки в высоту и длину и другие виды, которые вырабатывают выносливость, развивают спортсмена. Данный вид спорта позволяет в детском возрасте увидеть: где лучше получается – туда направить ребенка. И даже если он не захочет далее заниматься легкой атлетикой, а выберет, например, футбол – в любом случае это будут наиболее подготовленные спортсмены.

– Безусловно 2004 год, не забываем и для вас, и для страны. Как вы готовились к тому победному забегу?

– Про эту победу было сказано очень много. Не буду повторяться, но отмечу: для меня это результат упорного труда на тренировках, стремление показать хороший результат и возможность заниматься тем, что я люблю.

Я смотрела в детстве чемпионаты мира или Олимпийские игры, мечтала испытать ощущения, когда спортсмен стоит на пьедестале. Я была той девчонкой, которая любила бегать и была достаточно быстрой, обгоняла мальчишек. Но, несмотря на свои успехи в спорте, надеяться и мечтать о победе на Олимпиаде даже не смела. Хотелось попасть в финал, готова была показать хорошие секунды. Но, как оказалось, смогла и победить.

Затем была очень долгая процедура допингового контроля, практически целую ночь я находилась в помещении, где проходили проверки. Всё это время постоянно была на связи со своим мужем Димой. «Юля, ты веришь?» – спросил он. «Нет, я не верю». – «Всё, через полчаса созвонимся». Потом снова перезванивал, сообщал, что к нам пришли гости, чтобы поздравить с победой. Мы тогда с мужем жили в спортивном общежитии, поэтому за моим стартом смотрели и болели все наши коллеги. Ведь мы, спортсмены, поддерживаем друг друга.

Кроме медали, у меня сохранился дома Государственный флаг Республики Беларусь, в который я обернулась после победного забега. Еще сохранилось большое количество писем, особенно много их было в олимпийский год.
Приятно достать эти открытки и письма из своего архива через 20 лет и почитать. Это очень трогательно и дорого. Это живые эмоции людей. Меня очень порадовало письмо, которое написала маленькая девочка, а вместе с ним передала игрушечного кота. Узнала где-то, что я их коллекционирую.

– Вы следите за Олимпийскими играми? Как вы относитесь к тому, что в нынешнем году наши спортсмены выступали на Олимпиаде в нейтральном статусе?

– Конечно, слежу. Сейчас интерес не такой, как раньше. Нет былых эмоций взахлеб, смотрю очень спокойно. В этом году я наблюдала только за легкой атлетикой.

Для меня флаг и гимн – это очень важные атрибуты страны, символы нашего единства. Потому что любое государство без объединяющей идеи просто перестанет существовать. А национальные символы – часть этой идеи. Несмотря на то, что наших спортсменов лишили возможности выступать под государственным флагом, меня радует, что им позволили участвовать в нейтральном статусе. Я это говорю сейчас как спортсменка. Ведь для нас, людей, которые посвящают свою жизнь спорту, любая травма или недопуск к соревнованиям причиняет боль. Теряется смысл жизни.

– В 2017 году годы вы завершили спортивную карьеру. Поделитесь эмоциями, как далось это решение?

– На тот момент мне было 36 лет. Уже не получалось добиваться хорошего результата, но хотелось еще побыть в этой атмосфере, где ты ставишь цели каждый день и добиваешься их. А еще общение со спортсменами, эмоции от участия в соревнованиях… Это всё затягивает. Я заблуждалась, что моя жизнь закончится, когда уйду из спорта, потому что не могла себя видеть ни в чем другом больше.

Со временем пришло понимание: чтобы открылась новая дверь, нужно закрыть старую. Но все же было неспокойно на душе, ведь тело уже не могло и не хотело, но в уме еще было стремление чего-то добиваться. А когда всё пришло в равновесие и успокоилось, стало легко и я решилась на этот шаг. Попрощалась со всеми, с кем работала.

В то время я была в составе спортивной команды Государственного пограничного комитета Республики Беларусь. Очень благодарна своим коллегам-пограничникам. Они – моя опора, самые надежные люди в моей жизни. Были со мной не только в успехе и победах, но и в неудачах и травмах. Поддерживали меня до, вовремя и после Олимпиады. Я им благодарна и стараюсь быть полезной по сей день.

– И что было в вашей жизни дальше?

– Уходя из спорта не думала заниматься тренерской работой. Но меня попросили потренировать юных футболистов. Пришла, посмотрела на детей и увидела, что здесь для меня есть над чем поработать. Юным футболистам не хватало техники бега, координации и гибкости. Пять лет учила спортсменов правильному бегу. Для меня это был интересный опыт. Рада, что смогла делится своими знаниями и получала удовольствие от тренировок. Еще и потому, что была в движении и держали себя в форме. Сейчас с трепетом в сердце могу сказать, что практически в каждой белорусской команде есть ребенок, с которыми мы с мужем тогда занимались, а некоторые из них тренируются уже в высшей лиге.

На данный момент работаю заместителем главного тренера спортивной команды органов пограничной службы Беларуси. Моя деятельность направлена на идеологическую работу с военнослужащими спортсменами, на решение организационных моментов, связанных, со сборами и соревнованиями.

Также ко мне обращаются юные футболисты для проведения индивидуальных тренировок. Видимо, мои контакты остались со времен занятий со спортсменами ФК «Динамо». Я не отказываю.

Очень много времени посвящаю общественной нагрузке. Это спортивно-культурные мероприятия различного уровня, откликаюсь на любые предложения ¬– будь то просто встреча, награждение, тренировка или мастер-класс. Мне нравится видеть радостные эмоции взрослых, когда они рассматривают медаль. Их глаза сияют. А реакция детей – это ещё более круто. И пусть не все из них станут спортсменами. Главное, чтобы они просто любили свое дело, верили в себя и трудились. И тогда они добьются успеха, станут настоящими профессионалами.

– Вместе с титулом олимпийской чемпионки в том же году вы были удостоены звания Почетный гражданин Бреста, а спустя пять лет и всей Брестской области. Что это значит для вас?

– Это дорого для меня и очень ответственно. Я очень люблю город Брест. Хочу поблагодарить всех брестчан. Считаю, что они – самое ценное, что есть в нашем городе. Спасибо вам за улыбки, за теплое отношение и за добрые слова практически каждый день.

Очень стараюсь быть полезна своему городу.

– По вашему мнению, титул чемпиона Олимпийских игр имеет срок давности?

– Наверное, нет. Вообще, на себе этот титул не испытываю. Я обычный живой человек. Это просто часть моей жизни, часть моего пути. И опять же, любимое дело: о чем мечтала и чем жила. Титул – это образ, который на меня «надевает» общество. Олимпиада была не так сложна, как было трудно после нее. Это были настоящие медные трубы. После Олимпиады было просто какое-то сумасшествие, очень много внимания, многие хотели со мной увидеться. Я не умела отказывать. В какой-то определенный момент у меня сели энергетические батарейки. И я ушла в себя. Это надо было, чтобы аккумулировать новую энергию, чтобы опять выйти заново и к детям, и к людям. Сейчас я максимально открыта к общению.

Беседовала Маргарита СЕРГЕЕВА
Фото Александра ШУЛЬГАЧА и из архива Юлии НЕСТЕРЕНКО

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Яндекс.Метрика