Проект «Собеседник». Интервью с председателем экономического суда Брестской области Сергеем Кулаком

О новшествах в законодательстве, о правонарушениях в сфере предпринимательства, а также о практике прекращения дел об административных правонарушениях рассказал в интервью «Заре» председатель экономического суда Брестской области Сергей КУЛАК.

– Сергей Мефодьевич, как в текущем году выглядит ситуация с рассмотрением экономическим судом Брестской области административных дел?

– Как видно по итогам работы за семь месяцев, объем поступивших дел об административных правонарушениях, подсудных экономическому суду Брестской области, снизился на 6 процентов. Всего поступило 346 дел. Стоит отметить, что в нашем регионе по итогам истекшего года имело место значительное увеличение количества как поступивших, так и рассмотренных материалов в административном судопроизводстве. В цифрах – порядка на 240 дел больше, чем в 2022 году. Пока такой тенденции роста не отмечается. Возвращаясь к текущим показателям, приведу сведения: за различные правонарушения, совершенные в предпринимательской сфере, суд привлек к административной ответственности 133 гражданина, 89 предпринимателей, 68 юридических лиц. По 29 делам суд прекратил производство.

– Расскажите подробнее, в каких случаях суд не применял к гражданам и субъектам предпринимательства такие взыскания, как штрафы и конфискация?

– В нынешних условиях административно-правовая политика государства направлена на индивидуализацию административной ответственности и ее смягчение. Действительно, иногда грань между правонарушением и его формальными признаками в деянии лица настолько тонка, что суд ставит точку и прекращает дело. В качестве примера такой ситуации можно привести дело, которое экономический суд пересматривал по протесту прокурора. По обстоятельствам дела индивидуальный предприниматель не доплатил в бюджет 34 копейки подоходного налога с опозданием всего на один день. За это нарушение контролирующий орган назначил предпринимателю штраф в размере двух базовых величин. Суд отменил такое постановление, указав, что в данном случае деяние было правильно квалифицировано, однако не учтены конкретные обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного правонарушения.

– В приведенных Вами примерах имеет ли значение личное отношение гражданина к совершенному деянию? Ведь по букве Закона оно является правонарушением?

– В каждом деле о привлечении к административной ответственности суд должен выяснить наличие либо отсутствие вины гражданина в содеянном. Это одна из основ, заложенных в Кодекс об административных правонарушениях. Невиновное физическое лицо не должно подвергаться взысканию, равно как на юридическое лицо не может быть наложено взыскание, если не доказаны основания и условия административной ответственности.

В этом году был случай, когда суд признал недоказанным факт нарушения частным транспортным предприятием законодательства о лицензировании в сфере перевозок пассажиров. В тех ситуациях, когда была установлена виновность лица в совершении правонарушения, однако суд усматривал основания для вынесения предупреждения, определяющее значение имело отношение лица к деянию. Это одно из условий для вынесения судом предупреждения вместо штрафа или иного взыскания.

Еще одной особенностью этого профилактического института является то, что лицо должно выразить свое согласие на освобождение от ответственности. Так, если лицо совершило проступок и не явилось в судебное заседание, не направило в суд своей письменной позиции по правонарушению, судья не может удостовериться в наличии согласия лица на применение к нему предупреждения. Наиболее часто судом выносились предупреждения о недопущении повторного нарушения законодательства в сфере ценообразования, за осуществление незарегистрированной предпринимательской деятельности. Всего в этом году 16 предупреждений, из них 11 – в отношении граждан.

– В общем объеме поступающих дел, на какую категорию правонарушений Вы бы обратили особое внимание?

– Не отталкиваясь от количественных показателей, я бы обратил внимание на правонарушения, связанные с оборотом криптовалюты. Разъяснительной информации о правилах совершения операций с криптовалютой достаточно много, вместе с тем продолжают иметь место деяния в нарушение установленных Декретом №8 ограничений. В поисках быстрого, легкого, однако незаконного дохода наши граждане попадают в поле зрения правоохранительных органов. При этом судебная практика показывает, что среди лиц, привлеченных к ответственности за незаконный оборот криптовалюты, немало молодых людей в возрасте до 20 лет, встречаются среди них и несовершеннолетние. По таким делам помимо штрафов применялась конфискация до 100% дохода.

Показательным является недавнее дело в отношении студента одного из вузов Бреста. Самонадеянно, не вникая в положения закона, в поисках сомнительного заработка молодой человек осуществлял сделки, связанные с незаконным оборотом криптовалюты. При этом он использовал торговые криптовалютные биржи, не зарегистрированные на территории Республики Беларусь как операторы криптоплатформы и не являющиеся резидентами Парка высоких технологий. За непродолжительное время парень совершил 35 успешных сделок, однако его деятельность в качестве продавца криптовалюты была пресечена органами внутренних дел. Размер незаконного дохода составил порядка 6000 рублей. Учитывая возраст привлекаемого лица, суд назначил предельно возможное взыскание в виде штрафа в размере двух базовых величин.

В практике суда были материалы, где сумма незаконного дохода составила порядка миллиона рублей. С учетом содержания санкции статьи Кодекса при осуществлении запрещенной предпринимательской деятельности весь доход, полученный незаконным способом, может быть конфискован.

Я обращаю на это внимание, так как зачастую граждане, привлекаемые к ответственности за незаконные операции с криптовалютой либо за незарегистрированную предпринимательскую деятельность, понимают под доходом некую чистую прибыль от сделок. Такое мнение является ошибочным и не соответствует положениям закона. Иными словами, всё что заработано в период предпринимательской деятельности, которая признана запрещенной либо осуществлялась без регистрации в статусе индивидуального предпринимателя, может быть вменено как доход и в последующем конфисковано. Так, суд назначил штраф в размере 1600 рублей и конфисковал 504 тысяч рублей у жителя Бреста, который за полгода совершил порядка 180 незаконных сделок с токенами, и только в один день наторговал криптовалюты на 20 тысяч рублей. При этом, как указывал сам гражданин, сумма его официального заработка составляла 200 рублей. Это постановление было обжаловано в Верховном Суде, однако оставлено без изменения.

– Сергей Мефодьевич, в апреле принят Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности». В целях недопущения правонарушений, на что нужно обратить внимание лицам, занятым предпринимательством?

– В первую очередь на определенные особенности, касающиеся административной ответственности ремесленников, владельцев агроэкоусадеб, лиц, осуществляющих самостоятельную профессиональную деятельность со вступлением в силу Закона № 365-З. Так, с 1 октября текущего года изменяется порядок осуществления деятельности для субъектов малого предпринимательства и в случае его нарушения, деятельность будет квалифицироваться как незаконная. Для понимания я напомню, что согласно действующему законодательству, гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве ИП, подлежит ответственности по части 2 ст. 13.3 КоАП. Со вступлением в силу уже названного мною Закона незаконной будет являться деятельность ремесленника, осуществляемая без уведомления налогового органа о применении особого режима налогообложения. Или применительно к категории лиц, занятых в сфере агроэкотуризма, такая деятельность будет незаконной при отсутствии соответствующего решения районного исполнительного комитета. При этом я бы хотел подчеркнуть, что нововведения предусматривают послабления по размеру налагаемых штрафов для субъектов малого предпринимательства со средней численностью до 50 человек и предпринимателей, перешедших в юрлица.

Для недопущения правонарушений нужно ознакомиться с новым порядком ведения бизнеса. Справедливо отмечено, что, по сути, выстраивается новая архитектура предпринимательства, а изменения направлены, в том числе, на соблюдение баланса интересов государства и бизнеса.

– Благодарю за содержательный диалог.

Беседовал Игорь ГЕТМАН

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Яндекс.Метрика