Главная - Новости - Главные новости - 1 октября – День учителя

1 октября – День учителя

1 октября – День учителя

Жить в профессии, жить профессией, порой преодолевая разочарования, неудовлетворенность, усталость – всё это знакомо педагогам. Пожалуй, образовательная сфера одна из самых насыщенных примерами, когда профессионализм сильнее эмоций, когда его проверка проходит ежедневно – в школьных классах, в студенческих аудиториях.

 

 

«Я поглощена делом»

 

 

Уникален – длиной более 50 лет, от классной доски с объяснением трудных орфограмм и пунктограмм до выступлений в Академии социальных и педагогических наук Российской Федерации в качестве члена-корреспондента – педагогический путь Марии Петровны Жигаловой, профессора, доктора педагогических наук, путь и сегодня продолжающийся в Брестском государственном техническом университете.

 

Начинала Мария Петровна вожатой, а став учителем, открыла в Ореховской средней школе родной Малоритчины музей А.С. Пушкина, собрала и оформила сотни материалов, поступивших по переписке из разных уголков СССР, стала активным сеятелем знаний о гение мировой литературы. В 1990-е годы в Москве в Институте национальных проблем образования защитила кандидатскую диссертацию. Преподавая русский язык и литературу в школах района, вырастила троих детей, задумалась о дальнейшем научном росте. В 2006 году Мария Петровна стала доктором педагогических наук после защиты в Российской Академии образования исследования по типологии художественного произведения применительно к школам Беларуси. До этого уже была известна в филологических кругах как автор и соавтор учебников и пособий по русской литературе и методике ее преподавания для средней и высшей школы, монографий о жизни и творчестве писателей разных стран, эпох, жанров. Сегодня в послужном (издательском) списке профессора Жигаловой 16 книг по технологиям, методикам, актуальным вопросам русской литературы с грифом Министерства образования Республики Беларусь, в России, Иране, Великобритании, Германии; она руководит научно-исследовательской лабораторией по социокультурным проблемам пограничья. По мнению Марии Петровны, кризис в деле, которому служишь, наступает, когда перестаешь познавать новое, надолго успокаиваешься на достигнутом, отстаешь от происходящего в огромном образовательном пространстве. «У меня даже задуматься о каком-либо выгорании нет времени: я поглощена делом, которое избрала на всю жизнь…», – говорит Мария Жигалова.

 

Постоянно в поиске

 

 

На малоритской земле в районной гимназии трудится заместителем директора и учителем белорусского языка и литературы Николай Иванович Наумчик, один из первых учителей-методистов современного учительского поколения. Он – разработчик широкой палитры разноуровневого тестового контроля на уроках изучения белорусского слова, на эту тему опубликовано много статей, издано 8 пособий. По пособию Николая Ивановича Наумчика «Беларуская літаратура» с нового учебного года стали учиться шестиклассники школ Беларуси, автор готовит также и соответствующее методическое пособие для учителей. Наставника из Малориты как активного автора удостоили чести состоять в редакционных советах многих республиканских научно-методических журналов, быть лектором-практиком в Академии последипломного образования и Брестском областном институте развития образования. Николай Иванович ведет личный педагогический сайт «Альтанка», выкладывая там свои актуальные методические разработки. На вопрос «В чем черпаете силы, вдохновение для уроков и педагогического творчества?» отвечает: «У сваім пастаянным пошуку, у тым, каб ісці наперад. А калі і аглядаюся назад, то толькі для таго, каб у гісторыі выкладання маіх прадметаў адшукаць лепшае». Педагогическая история Николая Наумчика во многом типична: не менее напряженно и продуктивно работает большинство учителей-методистов, а их сейчас свыше 60 в общем среднем образовании Брестчины.

 

«Меня мотивируют мои ученики»

 

 

В 2014 году по распределению стал учительствовать в средней школе деревни Клейники Брестского района Василий Николаевич Коляда. На качество ведения уроков, считает молодой учитель, безусловно, повлиял очень высокий уровень преподавания исторических и филологических дисциплин в Брестском государственном университете имени А.С. Пушкина. Получив диплом с отличием, Василий Коляда окончил филфак с дополнительной специальностью «История». Именно это и позволило спокойно держать удар в виде 30 часов недельной нагрузки. Многое вместили 9 лет работы: Василий Николаевич попробовал себя на должности заместителя директора по воспитательной работе; прошел районный и областной этапы Республиканского конкурса «Учитель года Республики Беларусь», а на заключительном этапе (имея только 3 года педстажа!) занял 4-е место среди 8 финалистов; был дипломантом областного конкурса «Молодой учитель Брестчины»; с 2021 года – учитель высшей категории. Заочно окончил магистратуру и дипломирован как магистр филологических наук. Василий Николаевич – автор публикаций в научном издании «Беларускі гістарычны часопіс», разработчик модулей по всемирной истории (10 класс) для единого информационного образовательного ресурса по заказу Министерства образования Республики Беларусь; сегодня – заместитель директора по учебной работе. Признается, что ни разу не посетило разочарование в профессии: «Я просто люблю эту работу и эту школу, меня мотивируют мои ученики, знаю, что они ждут моих уроков…».

 

Отличник образования

 

 

В Брестском районе 29 лет руководил средней школой в агрогородке «Остромечево» и преподавал белорусский язык и литературу как учитель высшей категории Анатолий Иванович Даниш. Здесь же был удостоен почетного знака «Отличник образования Республики Беларусь». При нем школа стала первой в системе общего среднего образования сельской школой, в которой проводился республиканский эксперимент по обучению детей с особенностями развития, а также – локацией проведения районных, областных, республиканских и международных мероприятий по изучению опыта школьного образования. Здесь же педагоги, руководимые Анатолием Ивановичем, одни из первых в области стали внедрять идеи и модели профильного обучения. Нянче педагог-ветеран по-прежнему наставничает: ведет уроки в средней школе № 19 г. Бреста, что для него важно как для методиста высшей категории в областном институте развития образования. Вспоминает, что, руководя школой, не миновал и переживаний за дело, за то, чтобы каждому учителю и учащемуся было в школьном доме тепло, комфортно, удобно, что каждый рабочий день открывался как широкая панорама событий, действий, решений. «Я уходил с должности с ясным осознанием: здесь мной очень много и надолго сделано…», – вспомнил Анатолий Иванович.

 

Когда нельзя опускать руки

 

 

«Я нахожу новые и новые силы в своей семье, большой и надежной, – признается Елена Васильевна Хомич, директор Телеханской школы-интерната Ивацевичского района, в которой учатся и воспитываются 108 детей с особенностями развития, 48 из которых – сироты или оставшиеся без попечения родителей. – Двое моих детей уже стали на крыло, у меня трое внуков, живы родители, часто собираемся большой семейной дружиной. Но еще одна семья – дети школы: в течение дня надо проследить, чтобы они были накормлены, одеты, здоровы и вышли на уроки. Конечно, у меня еще как у особенной мамы 26 помощников (воспитателей), но я ведь разделяю с ними все повседневные хлопоты. Мы этим детям и мамы, и папы, они наши на всю их жизнь. Получив после школы профессию в учреждениях профтехобразования или в средних специальных учреждениях образования Бреста, Пинска, Барановичей, Лунинца, Кобрина, любят приезжать сюда, чтобы их выслушали, поддержали в их первых самостоятельных шагах, нам можно, как и в школьные годы, поплакаться в жилетку… Я работаю здесь уже скоро 30 лет, начинала учителем начальных классов, была заместителем директора, руковожу школой 13 лет. Прирастаю к воспитанникам настолько, что не помню, чтобы день прошел без заботы о них, без сосредоточенности на каком-то вопросе: такая наша работа. С детьми нельзя без материнского отношения к ним, нельзя, чтобы не приласкать, не утешить. Работаю, не замечая особенной напряженности, состояния, о котором говорят «Руки опускаются…», да мне и нельзя их опускать. У нас стабильный педагогический коллектив, всё переживаем вместе».

 

Гимназия педагогического лидерства

 

 

Место лидера в учительствовании по праву занимает Ирина Юрьевна Горбацевич, учитель-методист, преподающий информатику в гимназии № 1 имени Защитников Брестской крепости г. Бреста. В 2023 году она заслуженно была удостоена звания «Человек года» с занесением на областную Доску почета: автор системы видеоуроков по информатике по заказу Министерства образования Республики Беларусь, педагог, подготовивший в своей гимназической среде плеяду победителей олимпиад всех уровней, включая международный, активный участник областных и республиканских научно-методических мероприятий, эксперт и рецензент образовательных проектов в области информатики, тьюторства. Уроки высокой продуктивности, факультативы, контакты в информационной профессиональной сети, консультации, методические разработки – такова повседневная «загрузка» этого авторитетного специалиста. Педагогическое мастерство Ирины Юрьевны сформировалось на прочном профессиональном фундаменте, которым всегда славилась ныне первая в Бресте гимназия, возглавляемая Мариной Викторовной Коломар, в конкурентной среде, умело созданной прежними руководителями, директором Лидией Ивановной Степанюк и ее заместителем Аллой Михайловной Гарбуль. В 80 – 90-е годы прошлого столетия в гимназию пришли учительствовать филологи Жанна Николаевна Казак, Елена Владимировна Малейчук, Мария Ивановна Курилович, учитель истории Лариса Ивановна Козлович, учитель географии Елена Арнольдовна Соколовская, учитель английского языка Елена Ивановна Сыч, учитель физики и астрономии Юрий Константинович Жигаревич. Именно их стараниями гимназия стала известна в системе общего среднего образования не только как площадка подготовки учащихся-олимпиоников высокого уровня и медалистов, но и вместилищем подлинно гимназического духа на уроках, факультативах, внеклассных занятиях.

 

Послесловие

 

Выслушивая откровения этих и многих других работников образования Брестчины, изучая их профессиональные траектории и биографические страницы, воспринимая их оптимизм, замечаешь, как, не останавливаясь на дистанции учебных четверти и года, одни выражают себя в педагогическом поиске, другие – в научном и методическом росте, в творческих инициативах, книгоиздании, публикациях из опыта работы по актуальным программным темам. Не на их ли примерах и можно постигать мудрость высказанного Серафимом Саровским в его наставлении: «Надо работать – и спасешь себя…» – работать, терпеливо вглядываясь в каждую детскую душу и судьбу, самокритично относясь к своим упущениям и достижениям, впитывая лучшее, что есть в современном образовании.

 

Станислав РАЧЕВСКИЙ, доцент кафедры профессионального развития

работников образования Брестского областного института развития образования, кандидат филологических наук

 

 

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Яндекс.Метрика