Проект «Забвения не будет». Знаки беды

В Дрогичинском районе насчитывается 110 памятников погибшим в военное время, в том числе 56 воинских захоронений. Названная цифра, надо полагать, неокончательная, ведь продолжается установление ранее неизвестных мест уничтожения мирного гражданского населения, открытие новых и обновленных мемориалов.

Трагедия Сороцни

Деревня Сороцни – один из населенных пунктов, который больше остальных пострадал на территории Дрогичинского района во время Великой Отечественной войны. 15 сентября 1943 года рано утром немцы оцепили деревню, уничтожив 144 человека, больше половины из которых были дети.

Поводом для кровавой расправы стала засада партизан на машины оккупантов на лесной дороге недалеко от деревни. Виновными фашисты сделали невинных мирных жителей Сороцней. По рассказам очевидцев, партизаны вскоре предупредили людей о том, что немцы могут приехать из Янова и сжечь деревню. Люди и сами понимали, что добром это не закончится: на ночь семьями уезжали в лес и там ночевали. У многих были выкопаны «окопы» (так тогда называли ямы в земле, перекрытые досками и замаскированные сверху дерном, землей и листьями). В укромных местах – в лесу, на огородах – копали убежища для семей, чтобы спрятаться при появлении карателей. Кому-то это удалось – и они спаслись, но большую часть жителей фашисты нашли, расстреляли и сожгли.

Можно ли было избежать трагедии? Как вспоминали свидетели тех страшных событий, когда приходила очередная весть о намерении фашистов сжечь деревню, люди бежали прятаться в лес. Так было и в тот раз, когда сельчан слова оповестили о возможной расправе. Однако вернувшись утром домой, люди успокоились. И в следующую ночь прятаться ушли лишь немногие. Остальные понадеялись, что и на этот раз обойдется. Не обошлось.

Из рассказа Марии Петровны Протасевич: «Мать с отцом и мы, четверо детей, побежали прятаться в канаву, заросшую ольхой. Стояли по пояс в воде и видели, как горело село. Жить потом было негде, пошли в лес, вырыли землянку».

Поэт Николай Теличко написал стихотворение «Расстрелянная деревня», посвященное сороцнянской трагедии, в котором есть такие строки:

За что же так?
Спросите белый свет вы…
А над землей, над всхолмьем страшных мук
Кладбищенских деревьев ветви,
Что костяки, воздетых к небу рук…

После ухода карателей от деревни остались лишь черные головешки да печные трубы от сожженных домов. Хоронили погибших на кладбище не в общей могиле, а отдельно: каждая семья своих. После войны практически на всех могилах были установлены памятники. И хоть в центре Сороцней стоит памятник всем жителям, павшим от рук немецко-фашистских захватчиков в 1941–1945 годах, в том числе и воевавшим на фронте и в партизанах, посчитали, что память о трагедии сожженной деревни должна быть увековечена на кладбище – там, где захоронены погибшие… В день 75-й годовщины трагедии на местном кладбище состоялось открытие мемориала безвинно убиенным.

«Земля цвета крови»

Проводимая в последнее время прокуратурой Дрогичинского района работа содействует выявлению новых адресов злодеяний, совершенных гитлеровцами и их приспешниками.

В прошлом году в конференц-зале Дрогичинской районной библиотеки прошло подведение итогов расследования прокуратурой Дрогичинского района уголовного дела в отношении геноцида белорусского народа немецко-фашистских оккупантов в годы Великой Отечественной войны. Как было отмечено, благодаря этому удалось установить ранее неучтенные факты геноцида местного населения, в том числе уничтожения оккупантами в районе урочища Залесье недалеко от деревни Брашевичи группы евреев в количестве около 90 человек. Были допрошены очевидцы и установлено точное место захоронения.

Также прокуратура Дрогичинского района выявила ранее неизвестное место предполагаемого группового захоронения мирных жителей, расстрелянных немецко-фашистскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны возле деревни Дроботы. Информация о захоронении получена в результате обращения в прокуратуру очевидца факта геноцида – 86-летней местной жительницы. Женщина, узнав о расследовании уголовного дела о геноциде, попросила своего родственника написать письмо в прокуратуру Брестской области с просьбой зафиксировать ее показания и увековечить память погибших людей.

Свидетель рассказала, что в период оккупации она проживала с родителями в доме, который стоял рядом с местом расположения администрации немецких властей. В один из летних дней, будучи во дворе, увидела колонну людей в сопровождении немецких офицеров, которая направлялась в сторону леса. Затем были слышны продолжительные выстрелы, после которых она и ее друзья побежали посмотреть в лес, что произошло. Подойдя к яме, дети увидели, что люди, которых ранее вели по деревне, расстреляны. Сама яма была плохо засыпана землей и у нее в памяти навсегда осталась «земля цвета крови, которая шевелилась».

Во время осмотра местности женщина указала на предполагаемое место захоронения. По информации сельского исполкома, пахотные и иные работы на данном участке не проводились. Как итог – прокурор Дрогичинского района направил в местные райисполком и военкомат информационные письма о выявленном новом захоронении жертв Великой Отечественной войны для включения его в план проведения поисковых работ.

Предполагается дополнять новыми экспонатами, в том числе по результатам поиска военно-патриотический музей имени Д.М. Удовикова. К слову, в его стенах несколько лет назад открыли выставку «Через память об истории не позволим реабилитировать нацизм»: основу экспозиции составили архивные и фотоматериалы о ранее неизвестных местах уничтожения мирного населения, карта сожженных деревень, копии общедоступных архивных документов о карательных операциях нацистов. Тогда же анонсировалось: факты и документы, обнаруженные в ходе расследования уголовного дела о геноциде, будут передаваться в музей.

Нельзя не отметить: в Дрогичинском районе предметом исследований продолжают оставаться даже давно известные захоронения. Интересна предыстория одного из них – братская могила советских воинов и партизан № 4702 на территории Закозельского сельсовета. Во время Великой Отечественной войны жители деревни Корсунь на своем кладбище захоронили погибшего в первые дни войны на шоссе у деревни воина-мотоциклиста Красной Армии и двоих неизвестных партизан, убитых недалеко от деревни у железной дороги. Военно-исторический музей имени Д.М. Удовикова проводил поисковую работу по установлению личности погибших партизан. В результате была установлена фамилия одного из них, подтвержденная справкой №07-11/266 от 16.07.2019 года, в которой указано: «В документах архивного фонда «Белорусский штаб партизанского движения» имеются сведения о том, что Сухинин Дмитрий Семенович, 1921 г.р., с 16 апреля 1942 г. по 11 июня 1943 г. числился партизаном отряда им. Н.Т. Шиша партизанской бригады им. Молотова. 11 июня 1943 г. Сухинин Д.С. погиб в д. Корсунь Антопольского района (с 8 августа 1959 года упразднен, его территория поделена между Дрогичинским и Кобринским районами – Прим Е.Л.). Место его захоронения указано: д. Корсунь Антопольского района».

Евгений ЛИТВИНОВИЧ

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Яндекс.Метрика