Проект «ЗАБВЕНИЯ НЕ БУДЕТ». Родная сестра по крови

Раскрыты обстоятельства уничтожения населенного пункта Янополь Жабинковского района осенью 1943 года.

Остался лишь пепел…

После Великой Отечественной войны в Жабинковском районе не восстановились деревня Дремлево, и еще один населенный пункт – Янополь, чей статус в документах и рассказах указывается по-разному: его называют и деревней, и фольварком и даже хуторами – во множественном числе …

Сегодня о Янополе говорят, как о сестре Дремлево: о схожести их трагических судеб даже был снят телесюжет. Вместе тем, если тема Дремлево звучит уже на протяжении многих десятилетий, в память о деревне воздвигнут мемориал, то о Янополе широко заговорили только сейчас.

Объективности и справедливости ради отметим: было бы неправильным утверждать, что о названных событиях восьмидесятилетней давности до этого не было никаких сведений. Янополь получил известность задолго до периода нацистской оккупации: именно здесь состоялся заключительный этап Крупчицкой битвы 1794 года и останавливались войска Александра Суворова. В наше время в одной из своих публикаций журналист-краевед Анатолий Бензерук упоминает об уроженце Жабинковского района Павле Сидоруке, который о трагедии Янополя слышал еще ребенком от старшего поколения. Мало того – Сидорук утверждал, что в конце 1970-х о ней писала какая-то газета – возможно, брестская областная «Заря», также сообщив об обращении к директору мемориального комплекса «Хатынь» с просьбой увековечить память о фольварке Янополь и уничтоженных там людей.

К слову, они не остались безымянными: их именные данные и возраст – полные либо частичные – занесены в архивный список граждан СССР, которые проживали в Рогознянском сельсовете и были расстреляны, замучены и вывезены в Германию. Позже эти сведения в алфавитном порядке опубликовали в книге «Память» Жабинковского района, где перечислены 11 убитых: Боня Михаил, 1900 года рождения, Боня – имя неизвестно – 1884-го, Куратович Мария – 1917-го, Крутович Екатерина – 1941-го, Лискович Петр – 1894-го, Лискович Василий – 1924-го, Милешко Василий – 1919-го, Милешко Мария – 1920-го, Милешко Мария Васильевна – 1939-го, Милешко Зинаида Васильевна – 1941-го и Филонюк Антонина, 1922 года рождения. То есть самым младшим из расстрелянных исполнилось всего три года, самому старшему или старшей – 59 лет.

История получила дальнейшее продолжение, после того как в рамках расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны работниками прокуратуры Жабинковского района было опрошено более сорока свидетелей и потерпевших, осмотрены архивные документы, изучены материалы свидетелей. Данная работа нашла широкий отклик у местных жителей, которые предоставили фото, аудио- и видеозаписи своих родственников. Лишь тогда, дополненная недостающими элементами сведений, единым пазлом сложилась общая картина трагедии в Янополе.

– Благодаря опросами местных жителей было установлено, что действительно на период начала Великой Отечественной войны на территории Жабинковского района имелся такой населенный пункт, как Янополь. В мирное время он так и не был восстановлен. – подтвердил прокурор Жабинковского района Дмитрий Марачук.
Брестская областная прокуратура сообщила «Заре» о восстановлении сведений об уничтоженной нацистами и их пособниками в 1943 году деревне Янополь и ее жителях, часть из которых до войны жили в населенных пунктах Беловежской пущи и были выселены фашистами. Местное население не забыло тех ужасов, которые им пришлось пережить, – узнав о расследовании уголовного дела, люди обратились в прокуратуру, чтобы поделиться своими воспоминаниями.

Их показания теперь приобщены к материалам уголовного дела.

В частности, по рассказу 89-летней жительницы деревни Теляки 30 сентября 1943 года она слышала, как расстреливали жителей деревни Янополь, а затем видела пожар. По словам 74-летней жительницы деревни Богданы ее мать при жизни рассказывала, что их семью, проживавшую в деревне Белое в Беловежской пуще, выселили в деревню Янополь Жабинковского района. Там она и трое ее сестер с родителями проживали до осени 1943 года. В один из дней, когда она копала картошку в поле, из деревни донеслись звуки выстрелов, а затем занялся пожар. Оказалось, что в Янополе, где проживали около 20-ти семей и было 12 дворов, при визите одного из немецких военнослужащих пропало оружие. В наказание за произошедшее нацисты стали заходить в дома и расстреливать всех, кого видели. Часть жителей успела убежать в лес, остальных расстреляли и сожгли с домами. Свидетельница также пояснила, что спасшиеся жители на пепелище собрали останки односельчан и похоронили их на местном кладбище. Данные обстоятельства подтвердили и другие свидетели.

Проведенный осмотр места происшествия помог установить географические координаты населенного пункта, который так и не восстановился после войны. В настоящий момент сведения о деревне Янополь пополнили карту сожженных деревень.

Нетипичная дата

Казалось бы, теперь расставлены все точки над «i», тем не менее, еще есть что изучать. Нельзя не отметить, что рассказанное в настоящее время свидетелями несколько разнится от данных находящегося в открытом доступе документа Национального архива Республики Беларусь, где указывается: «домов до войны – 8, людей до войны – 45». При этом насчет конкретной даты уничтожения Янополя – 30 сентября 1943 года – нет никаких разногласий, вместе с тем, именно она побуждает задаться вопросом – почему именно тогда?

Уничтожение мирных граждан в Жабинковском районе было поставлено на поток фактически сразу же с установлением нацистского «нового порядка». Значительная часть карательных акций пришлась на 1942 год. Янополь вместе с жителями был уничтожен год спустя, когда массово казни не проводились. Сегодня можно предположить, что причиной трагедии могло послужить не только пропавшее оружие.

Уже ушедший из жизни старожил деревни Чижевщина Фома Сиротюк в свое время утверждал: «Их убили за связь с партизанами, а хутор спалили. Нет больше того Янополя». Примечательно, что данное предположение подтверждает уже упомянутая книга «Память». Одна из ее глав – «Партизаны, подпольщики, участники антифашистского движения и подполья, члены их семей и мирные жители – жертвы фашистского террора» – содержит несколько подзаголовков. Однако в перечне мирного населения, расстрелянного на территории Жабинковского района, фамилии жертв трагедии в Янополе не значатся. Зато они отнесены к списку связных и партизан отряда имени Михаила Чернака бригады имени Сталина Брестского партизанского соединения.

Согласно отчету о боевых действиях этого отряда, только за сентябрь 1943 года – то есть, когда Янополь перестал существовать, – народные мстители совершили четыре диверсии. «2–3 сентября 1943 г. силой подрывной группы партизан на Брестско-Ковельской ж. д. в районе дер. Каменицы и Пугачево было произведено разрушение ж. д. полотна (12 рельсов). В результате движение задержано на 6 часов. 5 сентября 1943 г. на Брестско-Московской ж. д. в 2 км от ст. Брест спущен под откос эшелон с продуктами, шедший на фронт, в результате чего разбиты паровоз и 2 вагона, 3 вагона повреждено.

Движение поездов было приостановлено на 14 часов. 8–9 сентября 1943 г. на Московской ж. д. в районе ст. Задворцы и Косичи спущен под откос воинский эшелон, шедший на фронт с гитлеровцами. В результате разбит паровоз, 2 вагона с живой силой, 2 платформы с самоходами, повреждено 8 вагонов. По данным разведки и местного актива, убито до 60 гитлеровцев. 19 сентября 1943 г. взвод партизан в составе 31 человек двинулся для нанесения массированного удара «рельсовой войны» на Брестско-Московскую железную дорогу. При движении к месту диверсии партизаны были обстреляны гитлеровцами из своих засад в нескольких местах. Несмотря на обстрел со стороны противника, партизаны продвинулись к железной дороге и в шести местах произвели взрывы» – перечисляются факты в документе.

Так что гитлеровцы вполне могли отквитаться на мирных жителях Янополя – вне доказанности их вины.

Евгений ЛИТВИНОВИЧ
Фото прокуратуры Жабинковского района

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Яндекс.Метрика