Главная - Новости - Новости из общественной жизни - Как живут детишки в социально-педагогическом центре в Лунинецком районе

Как живут детишки в социально-педагогическом центре в Лунинецком районе

– Что ты рисуешь?

– Счастье.

– А что это такое?

– Это дом, в котором добрая и счастливая мама обнимает и целует по утрам меня с младшей сестренкой Полей, а возле нас, веселясь, играет и прыгает непоседа-щенок по кличке Малыш. Нам так хорошо вместе, что у мамы от радости светятся глаза.

– А у меня сегодня день рождения, – говорит мальчик с задумчивым серьезным взглядом. – Мне бы так хотелось его отметить дома…

 

На глаза невольно наворачиваются слезы, и удушливый ком сдавливает в горле. Прислушиваясь к рассуждениям ребят из социального приюта, останавливаю себя на мысли: слышали бы сейчас родители, о чем думают и говорят их мальчишки и девчонки, неужели бы ни на йоту не дрогнуло материнское сердце, не закричала бы от боли душа: «Стоп. Хватит. Пора остановиться!» Ведь в том, что дети оказались здесь, пусть и в уютных, но казенных стенах, огромная вина пап и мам, которые променяли звонкие счастливые голоса своих чад на стакан с водкой.

 

Социально-педагогический центр, который находится в агрогородке Вулька 1, рассчитан на 14 мест. Сейчас здесь проживает 10 ребят, пятеро из них – дошколята. Самому маленькому воспитаннику Виталику – 3 годика, а самой старшей Милене – 11 лет. Старшие ходят в местную школу, здание которой находится через дорогу. Младшие занимаются здесь же. Обстановка в приюте максимум приближена к домашней. Но несмотря на то, что дети ухожены, хорошо одеты и накормлены, им не хватает одного – маминой любви и ласки. К сожалению, это не заменит никто.

 

Директор центра Елена Свибович, которая с неблагополучными семьями работает более десяти лет, в качестве примера приводит немного статистики. В социально-опасном положении в районе находится 242 ребенка, которые воспитываются в 106 семьях. В четырех домах семейного типа проживает 24 подростка, в 52 опекунских семьях воспитывается 64 ребенка. А в семи приемных семьях – 14 детей. За 19 лет существования приюта в его стенах побывали более 700 юных лунинчан. За год здесь проходит от 36 до 50 мальчишек и девчонок. Кстати, содержание одного воспитанника от 14 до 17 лет государству обходится в 292 рубля.

 

Елена Васильевна отмечает, что социальное неблагополучие молодеет. В основном это те семьи, в которых родители не достигли и 30-летнего возраста. Имеют общее среднее или профтехобразование и, как правило, нигде не работают и не особо горят желанием куда-либо трудоустроиться, предпочитая жить на детское пособие. Зачастую паразитический образ жизни ведут именно те, кто сам вырос в семье, где папа и мама злоупотребляли алкоголем. И эту цепочку порой бывает сложно разорвать. Поэтому в центре специалисты ведут огромную работу с горе-родителями, наставляя их на путь трезвости и благоразумия. Психологи, педагоги социальные стараются вразумить пьющих пап и мам, чтобы те одумались, остановились, пока еще точка невозврата не пройдена, порой уговаривают пройти курс лечения от алкогольной зависимости и начать свою жизнь с чистого листа, воспитывая в ласке и любви своих детей. Но не всегда так получается. Хотя, как рассказала Елена Свибович, около 70 процентов воспитанников приюта обратно возвращаются в родные стены. Но есть и другие истории.

 

Однажды в приют попали четверо малышей из Малых Чучевич. Все дошкольного возраста. Грязные, вшивые. Глядели на окружающих волчатами, пока их не отогрели и не обласкали. Родителей, которые бродяжничали, пили и ни в какую не желали изменить свое поведение, лишили родительских прав. Детишек определили в приемную семью. Сейчас ребят не узнать.

 

 

 

 

– Огромное счастье для нас, – продолжает разговор директор, – когда дети все-таки возвращаются домой. Ведь, несмотря ни на что, они безумно любят своих родителей и ждут, когда те заберут их обратно. Бывает, что ребята сюда попадают по нескольку раз. Делая выводы из опыта работы, Елена Васильевна говорит, что для многих детей самым сложным оказывается не сам момент переезда в приют, а процесс привыкания к дисциплине, к режиму. Ведь многие были предоставлены сами себе, поэтому вначале их даже сложно заставить делать домашнее задание, умываться и чистить зубы:

 

– Поступают к нам и такие мальчишки и девчонки, которые никогда в жизни не видели и знать не знают, как пользоваться зубной щеткой или пастой. Многие отказываются есть вторые блюда, потому что кроме супа ничего в своей жизни не пробовали.

 

Кстати, питание в приюте пятиразовое, вкусное и сбалансированное. Здесь есть своя кухня, где не только готовят, но и пекут ароматные булочки, плюшки и другую сдобу. К примеру, в день моего приезда в приют ребят на завтрак кормили манником с повидлом и чаем с лимоном. На обед был ароматный суп, запеканка картофельная с мясом, салат из свежих овощей и компот. Полдничали булочкой, апельсином и йогуртом. На ужин подавали шницель из говядины, капусту тушеную, батон и кефир.

 

Всего в социально-педагогическом центре работают 27 человек. Это высококлассные специалисты: психологи, педагоги социальные, юрисконсульт, медсестра, воспитатели, нянечки и повара. Коллектив хоть и молодой, но очень дружный, слаженный, а главное – любящий своих подопечных.

 

В том, что детям здесь действительно хорошо и комфортно, убедилась, пообщавшись с ребятами. Младшие рисовали, старшие готовили уроки вместе с воспитателем Валентиной Трухновой. Мальчишки и девчонки с удовольствием рассказывали, как им здесь живется, как вкусно их кормят и как много тут игрушек. Дома такого разнообразия не было. Но, что меня поразило, – их глаза, совсем не детские, во взгляде которых скользила невыносимая боль и печаль от того, что самые близкие и родные люди однажды их предали.

 

 

Екатерина ЯЦУШКЕВИЧ
Фото автора

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Яндекс.Метрика