Суд да дело. Страшная сила преступного обаяния

Как известно, великий комбинатор Остап Бендер знал 400 сравнительно честных способов отъема денег. При этом был чертовски обаятелен и беспредельно нагл и умел легко стать своим в любой компании. Поэтому ему доверяли безоговорочно.

Картина маслом

Образ словно писан с нашего героя. Впрочем, учитывая разницу в эпохах, не с него, а, скорее, для него. Как руководство к действию. По втиранию в доверие и присвоению чужого.

Уроженец Ганцевичей М. с 2008 по 2015 год взял у людей в долг денег, с учетом деноминации, по нынешним меркам на общую сумму в миллион рублей. В списке потерпевших, которым они не были возвращены, – 15 человек, преимущественно жителей Барановичей, где жил, и Минска, где часто бывал в командировках. Уголовное дело по ч. 4 статьи 209 УК РБ (мошенничество в особо крупном размере), санкции которой предусматривают наказание в виде лишения свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества, УСК по Брестской области недавно передано в прокуратуру.

Уголовное дело было возбуждено в 2015 году, когда потерпевшие стали обращаться в милицию, поняв, что нерадивый заемщик скрылся. По этой же причине расследование вскоре пришлось приостановить, возобновилось оно лишь в прошлом году, когда появилась возможность экстрадировать обвиняемого на родину.

О том, как и когда у парня 1970 года рождения вызрели в голове противозаконные намерения, история умалчивает. Трудился человек в частной фирме, занимался заключением договоров купли-продажи, много ездил по стране на служебном автомобиле. Но не то призвание и не тот масштаб, казалось ему, – быть у кого-то на побегушках, имея за это по сути гроши. А жить хотелось широко и красиво.

Первой жертвой стал родственник по линии супруги. У него М. попросил деньги для стартового капитала в новом бизнесе – на приобретение небольшого заводика. Причем обещал не только быстро отбить средства и вернуть долг, но даже включить того в состав учредителей фирмы, в которой сам состоял простым сотрудником. Вернуть деньги всякий раз клятвенно обещал и всякий раз переносил сроки. Так продолжалось до лета 2015 года, когда и вовсе перестал выходить на связь, за это время насобирав с доверчивых кредиторов кругленькую сумму и успев улучшить собственное имущественное положение.

«Хозяин» бизнеса

– По натуре это хороший психолог, который умеет найти подход к людям, пообщаться на интересные им темы, убедить, красиво пообещать, что и он в определенных вопросах может оказать помощь, знает, на какие точки надавить, – рассказывает следователь по особо важным делам следственного управления УСК по Брестской области майор юстиции Алексей Кошель. – Приводил весомые доводы, рассказывал, какой бизнес он вскоре развернет – в каждом случае разный, просил подождать совсем чуть-чуть: мол, дело идет в гору, вот-вот хлынет прибыль. Показывал разные документы, к которым по роду службы имел доступ, но свою деятельность в той или иной организации сильно преувеличивал. Будучи простым работником, он представлялся хозяином бизнеса.

Одного привез на чужую плантацию голубики, демонстрируя, какой богатый у него нынче урожай и какая солидная прибыль после реализации ягоды ожидается. Ровно – как в известной сказке про Кота в сапогах: «Чьи это поля?» «Маркиза де Карабаса!».

Другому демонстрировал административные помещения, которые «намеревался» продать и получить миллионы долларов. На самом же деле по доверенности он лишь занимался изучением вопроса продажи. В беседе с потерпевшими представлял им документы в выгодном для себя свете.

Даже изображал любящего отчима, с озабоченным видом в качестве очередной цели рассказывая жертве о предстоящей сложной операции у сына гражданской жены, на которую необходима крупная сумма. Во время встреч на родительских собраниях таким образом легко вошел в доверие к отцу одноклассницы мальчика. К слову, операцию ребенку успешно провели. Только вот бесплатно.

Да и занимал-то деньги проницательный психолог исключительно у людей состоятельных, для которых они были отнюдь не последними. Причем, и схему выстроил очень грамотно. Своего друга, которого уже обработал, просил познакомить с его друзьями. Находил с ними общий язык, якобы интересуясь тем же, что увлекает их, узнавал, чем живут и смогут ли быть ему полезны в качестве кредиторов. Как потом выяснил следователь в беседах с потерпевшими, практически все они были друг с другом знакомы, но, занимая деньги у очередного бизнесмена, М., который тоже позиционировал себя представителем их круга, просил никому об этом не говорить – мол, не хотел, чтобы другие знали о его нуждаемости.

Вкус чужих денег

Понятное дело, инвесторы время от времени интересовались, когда же получат обратно свои вложения, кто-то требовал вернуть деньги весьма настойчиво. Однако, возвращать долг М. никому не собирался, придумывая все новые и новые отговорки: то его кинули партнеры, то просто подставили, то пока не расплатились. И просил подождать – есть, мол, подвижки в другом направлении, скоро всё верну, и даже с вознаграждением. Люди снова велись, соглашались ждать и по-прежнему хорошо с ним общались. Периодически мошенник демонстрировал большие суммы денег, но уточнял, что они нужны ему сейчас для развития дела.

С гражданской женой он жил в полном достатке. К тому же прикупил двухэтажный домик на живописном берегу озера. С бильярдом, с банькой. К слову, отдельным кредиторам он даже свою новоприобретенную недвижимость «намеревался» отдать в счет долга.

Вкус чужих денег настолько захватил М., что из очередной командировки он вернулся без служебной машины. Просто нашел покупателя и продал ее. Руководителя предприятия, с которым был также в хороших отношениях, слезно просил не заявлять в милицию и обещал растрату вернуть: мол, очень нуждался в деньгах. Этот эпизод в преступной цепочке М. стал последним.

В июне 2015 года наш аферист уехал в Россию, связь с ним пропала. Мошенника объявили в международный розыск. Велось методичное расследование каждого эпизода по потерпевшим, но закончить предварительное следствие из-за отсутствия обвиняемого не представлялось возможным. И только восемь лет спустя его задержали правоохранительные органы сопредельной страны и экстрадировали на родину. Тут его ждал следственный изолятор.

Добро пожаловать на родину!

– Мы возобновили дело. Я еще раз пообщался с потерпевшими, провел следственные действия, очные ставки между обвиняемым и потерпевшими. Все потерпевшие настаивали на своих показаниях, подтверждали суммы, на которые он их обманул, – это от пяти тысяч до 200 тысяч долларов. Вину свою он изначально не признавал, соответственно, не пояснял и то, куда потратил деньги. Правда, после очных ставок и подтверждения почерковедческой экспертизой авторства расписок о получении сумм с частью долгов все же согласился, – продолжает следователь.

Одного из заимодавцев он даже не вспомнил, утверждая, что человека не знает, – настолько мимолетным был для него этот эпизод. Между тем, потерпевший, профессиональная деятельность которого была связана с недвижимостью в столице, на очной ставке подсказал: «Во время нашего общения ты понял, что я увлекаюсь футболом, и мы начали на эту тему разговаривать. Встречались три-четыре раза, и ты попросил денег в долг. Я даже был у тебя на рыбалке в домике у озера…»
Гражданская жена, которой все свои командировки ее «бизнесмен» объяснял производственными делами, узнав правду, была в шоке.

– Такая схема обмана, – преступление отнюдь не из ряда вон выходящее, – отмечает Алексей Кошель. – Несмотря на все предостережения правоохранительных органов, наши люди по-прежнему остаются доверчивыми. Аферистов же, умеющих войти в доверие, нынче очень много. Как правило, все они хорошие психологи, знающие, у кого и какую сумму можно попросить. А еще предпринимают такой психологический ход: приносят долг, даже с вознаграждением, но при этом говорят – мол, если тебе не срочно, то у меня еще тут дело есть, и снова одолжают почти возвращенные деньги уже с концами. Давая деньги в долг, обязательно нужно брать расписку. Да и прежде всего подумать, стоит ли этому человеку одолжать, насколько хорошо ты его знаешь, уверен ли, что вернет.

Самое интересное, хоть ганцевичский мошенник и обманул людей на крупные суммы, у многих потерпевших при всем негодовании по конкретному факту, хорошее отношение к нему так и осталось. Вот она – страшная сила преступного обаяния.

Если бы все свои несметные таланты М. обратил в «мирное» русло, он стал бы толковым бизнесменом. Однако, увы, потенциально прекрасные перспективы мужчина в расцвете лет променял на амплуа афериста, удача для которого – всегда подруга временная.

Ирина ОРЛОВА

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Яндекс.Метрика