Главная - Новости - Главные новости - Проект «Собеседник». Автолавка – для единственного жителя

Проект «Собеседник». Автолавка – для единственного жителя

Проект «Собеседник». Автолавка – для единственного жителя

Несмотря на достаточно молодой возраст, в потребкооперации мой собеседник не новичок. Более 12 лет проработал Николай ЛЕОНОВЕЦ в Столинском райпо, в том числе – на руководящем посту, возглавляя филиал «Столинзаготпромторг». С середины декабря прошлого года встал во главе Лунинецкого районного потребительского общества. Символические 100 дней на новом месте позволили реально оценить ситуацию, обозначив не только плюсы, но и минусы в системе потребкооперации района. А потому на неудобные вопросы новый глава райпо старался отвечать аргументированно и искренне.

 

– Надо сказать, что мне досталось неплохое наследство. Сегодня Лунинецкое райпо – это 4 филиала и более 1200 работающих. Райпотребобщество – в числе самодостаточных организаций. Здесь есть хороший опыт организации торговли в условиях жесткой конкуренции со стороны раскрученных сетевиков. Кооператоры в Лунинецком районе, который и по площади, и по количеству населения входит в число наиболее крупных сельских районов области, с достоинством выдерживают серьезную социальную нагрузку по обслуживанию покупателей. Прежде всего в деревнях. Ведь преимущественное большинство торговых точек (а их нынче 123) находятся именно на селе. Работать во благо человека – таким был посыл Президента Александра Лукашенко на общем собрании Белкоопсоюза. Я родился и вырос в деревне, а потому мне очень близки слова Главы государства о том, что именно в обслуживании жителей деревень и маленьких поселков заключается главная роль потребительской кооперации. И абсолютная правда в том, что по качеству нашей работы люди оценивают всю вертикаль власти.

 

 

На Лунинетчине большинство магазинов райпо в хорошем состоянии. Это вполне отвечающие требованиям времени торговые точки с современным ремонтом. Они компьютеризированы, радуют ассортиментом товаров. Есть, конечно, проблемы в некоторых небольших деревнях, мы их знаем и постепенно решаем. Достаточно сказать, что в прошлом году в развитие нашей торговой сети было инвестировано порядка 1 миллиона 200 тысяч рублей. На 2024 год планируем еще большую сумму, утверждена сответствующая инвестиционная программа.

 

– Сколько автомагазинов курсируют по селам Лунинетчины?

 

– У нас одна автолавка, которая обслуживает менее десятка населенных пунктов, что является убедительным свидетельством того, что мы не закрываем магазины, в том числе в самых отдаленных небольших деревнях.
В некоторых из них именно магазин райпо остается местом, где жители могут собраться, обсудить житейские вопросы. Есть, правда, кадровые сложности. В селениях, попавших в разряд неперспективных, непросто найти подходящего человека, который согласился бы работать в деревенском магазине. В таких населенных пунктах практически все жители, как правило, глубоко пенсионного возраста, а привлечь сюда приезжего человека получается далеко не всегда. Именно такая ситуация сегодня в Гряде и Запросье, но и там магазины закрывать не будем. Вообще кадровая проблема характерна не только для системы потребкооперации. С той лишь разницей, что у нас ее сразу чувствует население. Поэтому в поисках продавцов, иного обслуживающего персонала плотно работаем с людьми, задействовав мессенджеры и социальные сети, участвуем в сельских сходах. Регулярно бываем в учебных заведениях Лунинца, Пинска, Ганцевичей, Барановичей, готовящих кадры для торговли и общепита. Нам постоянно требуются продавцы, повара, официанты, водители… Очень надеемся, что в нынешнем году наш коллектив прирастет молодыми специалистами. Пока заручились предварительным согласием 15 человек. Думаю, они не будут разочарованы: у нас хороший социальный пакет.

 

– Всего одна автолавка справляется с тем, чтобы качественно обслужить население деревень, в которых нет магазинов?

 

– Когда приехал в Лунинец, взял себе за правило дважды в неделю вслед за автомагазином отправляться по его маршруту. Плюсом было то, что меня практически никто здесь не знал, принимали за заезжего гостя, зачастую спрашивая, к кому в деревне такой пожаловал? Запомнилась встреча с жителями у автолавки в Мелеснице. Деревня небольшая, с богатой историей, всего в десятке километров от города. Живет там чуть более полусотни человек пожилого возраста. Понаблюдал за обслуживанием. Люди очень доброжелательно отзывались о работе водителя и продавца, которые многие товары привозят в том числе и по предварительному заказу. За ассортиментом – строгий контроль: продукты все свежие и качественные. Старушка одна прочувствованно благодарила за то, что не оставляет их власть один на один с проблемами, а заодно рассказала, что в войну здесь от рук фашистских карателей вместе с другими жителями погибли ее родные…

 

Таким образом, побывал в каждом из обслуживаемых автомагазином населенных пунктов. Из-за бездорожья не доехал на своей машине только до Доброй Воли. Деревня затерялась в лесу. После Чернобыльской катастрофы попала в зону отселения. Практически все жители выехали, получив благоустроенное жилье в поселке переселенцев Дубовка. Однако, как оказалось, Добрая Воля не пустует! Сегодня там остался всего один житель. Вот к нему и пробивается через лес наша автолавка. Магазин на колесах компьютеризирован. Благодаря современным средствам связи маршрут его полностью отслеживается. Если вдруг из-за бездорожья или по какой иной уважительной причине задерживается, сразу приходит СМС-оповещение. Но серьезных срывов графика движения не было. Надеемся, что не будет их и впредь.

 

– Николай Николаевич, знаю, что серьезное недовольство у людей вызывает ликвидация точек общепита в некоторых населенных пунктах района. Так, недавно было закрыто кафе в агрогородке Кожан-Городок. Что вынудило пойти на такой непопулярный шаг?

 

– Во-первых, кафе в Кожан-Городке не закрыто, здесь просто изменен режим работы или скорее – форма обслуживания. Сделано это было еще до меня, поэтому сегодня стараемся исправить ситуацию таким образом, чтобы это было выгодно людям и не приносило убытков райпо. А убытки были заметными. Доходило до того, что кафе неделями не давало ни рубля выручки. Ну не ходят наши люди в обычные дни в увеселительные заведения! В настоящее время к услугам жителей древнего местечка – зал обслуживания торжеств и иных мероприятий. Достаточно позвонить по указанному в объявлении на здании торгового центра, в котором находится кафе, телефону и сделать заказ на определенную дату. По заявке в агрогородок выедут повар и официант, которые обеспечат полное сопровождение мероприятия: от приготовления блюд заранее оговоренного меню до обслуживания гостей. В январе по такой форме там прошло 3 мероприятия, в феврале вполне успешно праздновали свои встречи выпускники. Заезжал в кафе, видел аккуратно накрытые столы с различными блюдами, в том числе и разнообразными горячими. В некотором смысле недоработка в том, что представители райпо и местной власти не обсудили с людьми должным образом свои действия, не объяснили им, что кафе по-прежнему к их услугам в самые разные моменты жизни.
Надо сказать, что далеко не всюду приходится идти на такие, как вы сказали, непопулярные меры. Совсем недавно кафе было открыто в агрогородке Богдановка. Пока вопросов к новой точке общепита нет. В Межлесье ремонтируем кафе, которое, кстати, не только обслуживает жителей агрогородка и окрестных деревень, но и готовит обеды для работников местного хозяйства во время важных сельскохозяйственных кампаний.

 

– Но ведь это не значит, что претензий к общепиту райпо нет вообще?

 

– Безусловно. Именно поэтому мы уже начали работу по модернизации, а лучше сказать, по осовремениванию некоторых точек общепита. В абсолютно обновленном виде уже принимает посетителей пиццерия «Фиеста» в Лунинце. Убрав там дешевый алкоголь, существенно расширили ассортимент предлагаемых блюд. К уже опробованным добавили полдесятка новых видов пиццы, салатов. Большой популярностью пользуются пасты, в том числе и с морепродуктами. Предлагают здесь также коктейли – безалкогольные и алкогольные. Есть хороший выбор чая и других полезных напитков на любой вкус. Красивая посуда, современный интерьер, внимательное обслуживание – всё вместе взятое уже дает неплохие результаты.

 

Большой объем работ запланирован в Микашевичах. В универсаме «Северный» открываем кофейню, соответствующую самым изощренным запросам любителей этого изысканного напитка. На месте былого «Трактира» появится совершенно новое заведение с караоке, чего так ждут жители молодого города. Пока еще не определились с режимом работы, но то, что новая точка общепита будет работать дольше, уже решено. Здесь появится качественое пиво на стойке, исчезнет дешевый алкоголь. В кафе «Пралеска» оборудуем еще один зал для торжеств, чтобы люди, не мешая друг другу, могли отпраздновать любое семейное торжество. Приоткрою маленький секрет: есть задумка делать ставку на открытие на уже существующих площадях так называемых тематических заведений общепита. И первым будет спорт-бар с меню трансляций, где посетители в компании с друзьями смогут цивилизованно и комфортно поболеть за своих спортивных фаворитов. Будем вместе учиться отдыхать красиво.

 

– Заманчиво. Но большинство нововведений расчитано на молодое поколение. А люди постарше и попроще скорее заинтересованы в том, чтобы их вежливо и профессионально обслужили в магазине, где на полках – свежайший, качественный и, главное, более дешевый товар. Пока же даже в больших магазинах райпо в райцентре обилия посетителей не наблюдается. Как переломить ситуацию?

 

– Про пожилых вы совершенно зря так думаете. После ремонта в кафе «Бистро» в Сельхозтенике (окраина Лунинца) организовали дискотеку для земляков «золотого» возраста. Пользуется она огромной популярностью! Но вернемся к проблемам торговли. Самое интересное, что многие товары в магазинах райпо и впрямь дешевле, чем даже у тех же крупных сетевиков. Реклама хромает! Сейчас мы начали более активно работать в социальных сетях, рассказывая о многочисленных акциях и не только. Ведь райпо оказывает населению более 30 видов платных услуг, занимаясь в том числе заготовкой вторичных материальных ресурсов… Словом, стараемся сделать жизнь земляков лучше. И работу эту будем продолжать. А потому одно из требований к кадрам – не расслабляться! И, конечно, – соответствовать непростому статусу тех, кто трудится в сфере обслуживания. Изменения ждут многие наши торговые точки. В качестве приятного бонуса могу сообщить, что уже закуплено необходимое оборудование для магазина ЗПК «Полесье» «Мясная лавка» в Лунинце. Вскоре здесь можно будет не только купить разнообразную мясную продукцию и полуфабрикаты, но и попросить продавца приготовить из выбранных кусочков свежайшего мяса (будь то свинина, говядина, курица) фарш. Очень удобно. Надеюсь, что наше стремление идти навстречу покупателю будет оценено по достоинству.

 

Татьяна ВОЙТЕХОВСКАЯ
Фото автора

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Яндекс.Метрика