Итоговая выставка всех 12 артефактов работает в Бресте целый месяц

Проект «12 артефактов» подошел к своему логическому завершению. Сегодня  в Брестском областном краеведческом музее открылась финальная выставка, на которой публике представили всю дюжину действительно эксклюзивных артефактов из фондов музея, которые «выходили» в свет каждый месяц в 2019-м.

 

О пути проекта от идеи до воплощения, о том, как и из каких коллекций отбирались предметы, что их объединяет, узнал корреспондент Zarya.by.

 

 

 

 

К тысячелетию любимого Бреста готовились все без исключения его жители, и, естественно, музейщики не могли остаться в стороне:  решили порадовать брестчан и гостей города эксклюзивом – показать артефакты, ранее никогда не экспонировавшиеся.

 

– Нужно было придумать то, что тематически связывало историю города и хранящиеся у нас музейные предметы, – рассказывает автор проекта заведующая научно-экспозиционным отделом Брестского областного краеведческого музея Нина Кириллова. – Идей было множество. Можно было показать книги по истории города – от старинных до современных, определенные исторические документы, но мы решили по возможности экспонировать редкие предметы, ранее не выставлявшиеся, так или иначе связанные с городом и его жителями, из большинства своих коллекций (а их в музее 23). Так родилась концепция, всё остальное было уже технической стороной дела и муками творчества.

 

После «ревизии» и анализа коллекций перед музейщиками встала проблема выбора. Уж очень было много найдено хранящихся в фондах музея предметов, связанных с историей Бреста. И хоть они разного уровня по своей значимости и ценности, но находиться на музейной витрине в юбилейный год были достойны все. Тем не менее решение было принято – искать и выставлять самое уникальное, а презентацию с рассказом об этих музейных предметах проводить раз в месяц.

 

– Выбор предмета – это не полдела и даже не четверть. На подготовку презентации у нас был всего месяц, – продолжает Нина Михайловна. – За это время нужно было провести научно-исследовательскую работу, уточнить легенду предмета. Ведь многие из них, несмотря на свою уникальность, поступили в наши фонды в 50-х – 60-х годах прошлого века, с неточными данными, указанными в научных паспортах, с отсутствием легенд, без которых о предмете, кроме описания, и рассказать нечего.

 

 

Музейные работники часть необходимой информации находили сами, обращались и к узким специалистам. Например, в изысканиях по Требнику Петра Могилы (полное название «Евхологион, албо Молитвослов или Требник»), изданному в типографии Киево-Печерской лавры в 1646 году, неоценимую помощь музею оказали Денис Лисейчиков, заместитель директора по научной работе Национального исторического архива Беларуси из Минска, заведующая отделом старопечатных изданий и редких книг Института книговедения Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского Наталья Бондарь и польские архивисты. Некоторые предметы перед выставкой прошли реставрацию. Так, в музыкальной шкатулке, изготовленной в Германии в середине XIX века и по легенде принадлежавшей Полесскому воеводе, заменили стекло, местами прорисовали детали орнамента.

 

– Много внимания мы уделяли оформлению и подаче экспоната. На каждый предмет составлялась отдельная аннотация, для которой до мелочей продумывались свет, цвет, тип и размер шрифта, – вспоминает рабочие моменты Нина Михайловна. – Интрига с тканью, на которую нанесен логотип музея, покрывавшей перед презентацией предмет, также давала свой пусть маленький, но оттенок настроения к подаче нашей работы, что было очень важно для посетителя. Не менее важен был лично для меня, как ведущей, и вопрос, что надеть, чтобы соответствовать теме представляемого предмета и его значимости. Так что благодаря этому проекту мой гардероб пополнился. Но самое главное – это то, что, как только заканчивалось очередное мероприятие, мне сразу же задавали вопрос: а что же будет следующим артефактом? По глазам было видно, что людям интересно, что-то затронуло струны их душ, и это вдохновляло.

 

 

Старания команды Брестского краеведческого музея действительно не остались не замеченными горожанами. Презентационный зал, рассчитанный всего на 42 посадочных места, во время нового знакомства с очередным артефактом всякий раз был переполнен. Увеличилось за этот год и общее количество посетителей музея. Согласитесь, это результат. Ведь заинтересовать в наш век людей музеем, музейными предметами непросто.

 

Этот проект завершен, но в планах музея новые проекты! Как нам рассказали, конечно же, по секрету, концепция уже есть и даже на бумаге. Осталось только продумать, как воплотить эти задумки в жизнь. Нам же остается готовиться к новым встречам и ждать музейных анонсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Олег ГРЕБЕННИКОВ

фото Александра ШУЛЬГАЧА

Опубликовано: 17:30 - 30.01.2020г.
Поделиться новостью

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться/зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии.