Старикам тут не место... О чем премьерный спектакль «Осенняя история»?

Говоря о новой постановке Брестского академического театра драмы, хочется перефразировать классика: каждый одинокий старик одинок по-своему. Кого-то списали со счетов собственные дети, а у кого-то детей никогда и не было. Какое из двух одиночеств страшнее и можно ли убежать от этих угнетающих чувств, – размышления на щекотливую тему звучат на малой сцене.

 

Камерный спектакль «Осенняя история», название которого уже навевает тоскливые мысли о закате жизни, поставил Александр Козак, в чьем послужном списке давно закрепились комедии. Премьерная постановка, однако, идет с приставкой «траги-». Пьеса итальянца Альдо Николаи в трактовке брестского режиссера получилась в духе жанра: ироничная и в то же время трогательная, легкая и одновременно склоняющая к непростым размышлениям.

 

 

– Меня всегда подвигают на постановку какие-то личные мысли, то, что однажды где-то прочел, – признался за кулисами Александр Козак. – Я уже толком не помню, где именно прочитал эту историю: мужчина вместе с сыном привез в приют для престарелых своего отца. На пороге сын спрашивает: «Папа, оставь мне адрес этого приюта». – «Зачем, сынок? Ты что, деда хочешь навещать? – «Да нет, папа, я просто должен знать, куда потом тебя отвезти». Я думаю, наш спектакль как раз об этом, и задумывался он не столько для людей старшего поколения, сколько для молодых: сыновей, дочерей, внуков.

 

Один из основных режиссерских посылов – мы в ответе за тех, кто нас вырастил. И речь не о том, чтобы в условленный час подавать отцу или матери тарелку супа, а об элементарном внимании и уважении к старшему поколению: выслушать без насмешек и поговорить по душам.

 

Именно от нехватки общения и завязывается знакомство, а потом и дружба двух главных героев «Осенней истории» – ровесников Бокки и Пальи. Первого, любящего жизнь, более молодого душой и телом, увлекающегося скандинавской ходьбой и почитывающего мужские журналы, играет Михаил Метлицкий. Роль второго, перманентно хандрящего и с трудом передвигающегося, исполняет Николай Маршин. Разбавляет же эту компанию очаровательная актриса Тамара Левчук, чье появление на сцене зрители встречают удивленным и восторженным шепотом. Ее героиня Абмра, которая тоже находится в элегантном возрасте, кокетливо выезжает из-за кулис на самокате.

 

Всё действие в спектакле разворачивается в парке на скамейке. Здесь, где фоном звучат редкие, но меткие завывания неотложки, ведутся и соответствующие разговоры: о катаракте и атеросклерозе, вставных челюстях и скачущем давлении. Но главной темой, конечно, становятся отношения с детьми – то, что старикам болит больше всего. С одной стороны, ни Бокка, ни Палья не желают быть обузой для своих домашних. С другой, их очень пугает перспектива оказаться в доме престарелых. Выход видится в бегстве, но каждому ли будет суждено дойти до заветного «финиша», где можно будет жить свободно и тратить пенсию, как ему заблагорассудится: да хотя бы на любимые карамельки?

 

 

– Конечно, в этом спектакле каждый зритель: и молодой, и в возрасте, найдет для себя что-то свое, – считает режиссер. – Но самое главное, чего я хотел добиться, работая над ним, – чтобы люди относились друг к другу добрее. Все-таки наша жизнь такая короткая и мгновенная...

 

Премьера спектакля «Осенняя история» состоится 19 января в 19.00.

 

 

 

 

 

Елена ДАНИЛОВА

Фото Александра ШУЛЬГАЧА

Опубликовано: 19:31 - 17.01.2020г.
Поделиться новостью

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться/зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии.