С какими сложностями столкнулись педагоги и ученики в период пандемии?

О том, как организован учебный процесс во время пандемии, рассказали на коллегии главного управления по образованию облисполкома.

 

Во вторую волну пандемии – с октября по ноябрь – в школах области по причине заболевания коронавирусом занятия не посещали 0,2 процента учеников. Это чуть более 300 ребят на фоне общей численности школьников Брестчины свыше 160 тысяч. Педагогов, у которых был диагностирован Covid-19, насчитывается 2,7 процента от совокупного количества в 25 тысяч человек. Об этом на коллегии главного управления по образованию Брестского облисполкома рассказал Анатолий Мощук, ректор областного института развития образования.    

 

 

– Таким образом, проблема организации учебного процесса в условиях пандемии была проблемой не столько отсутствия учащихся, – отметил он, – сколько необходимости, с одной стороны, сохранения здоровья педагогического коллектива, а с другой – работы в совершенно новых условиях.

 

Анатолий Мощук и подшефный ему институт проанализировали работу педагогов в условиях пандемии и выявили ключевые проблемы в организации образовательного процесса. В соцопросе на эту тему приняло участие 952 респондента из различных регионов области. Генеральная совокупность при этом составила 24 572 человека, что позволило обеспечить точность данных на уровне 95 процентов. В выборку попали педагоги начальной школы и специалисты-предметники, представители как городских школ, которых насчитывалось 58 процентов, так и сельских – 42.

 

Участникам исследования предлагалось высказаться по поводу перспектив дистанционного обучения, а также проблем, с которыми могут столкнуться ученики и их наставники в процессе организации занятий в таком режиме. В результате 54 процента опрошенных отметили, что удаленная форма обучения эффективна только в сочетании с очной. Чуть более 39 процентов считают, что это вынужденная мера в современных условиях. И только 6,2 процента видят в будущем доминирование «дистанционки» над традиционными методами ведения занятий.  

 

В то же время большинство педагогов области (69 процентов) признались, что периодически пользуются дополнительными онлайн-ресурсами на своих уроках или же задействуют их для выполнения домашних заданий.

 

Вопрос, с какими проблемами придется столкнуться, если учебный процесс будет проходить в форме дистанционного обучения, носил открытый характер. Варианты ответов предлагали сами участники исследования. Институт развития образования затем выделил ключевые моменты. Оказалось, что педагоги испытывают тревогу по большей части из-за того, что не имеют технических возможностей для выхода в интернет из дома, не обладают нужным оборудованием, например, камерой или наушниками, не довольны скоростью доступа в сеть, которая не позволяет нормально заниматься на онлайн-платформах. О том, что в самом учреждении образования нет технических возможностей для ведения онлайн-уроков, заявило всего 4 человека. Это позволило сделать выводы, что в техническом плане школы готовы к переходу на удаленное обучение, если того потребуют сложившиеся обстоятельства.

 

Также в числе затруднений педагоги выделили и тот факт, что некоторые ученики либо не имеют необходимого оборудования для работы на онлайн-ресурсах – компьютера, планшета, телефона, либо дома нет доступа к интернету. Речь, разумеется, идет о единичных фактах, педагоги отмечали, что такие моменты не носят массового характера, тем не менее имеют место быть.

 

По поводу того, как должны лучше всего организовать занятия, когда учитель и ученик находятся по разные стороны монитора, большинство, а это 40 процентов, выбрало вариант ведения урока централизованно по видеосвязи. Порядка 33 процентов предпочли размещать материалы в открытом доступе, а потом проверять правильность выполнения заданий. Примерно 15 процентов высказались за то, чтобы дети сами изучали материал на онлайн-ресурсе, смотрели видеоуроки, а потом совместно с преподавателем закрепляли усвоенное. Кроме того, 53 процента респондентов признались, что будут и после пандемии использовать образовательные онлайн-платформы в своей педагогической деятельности.

 

 

– На основе результатов опроса можно сделать ряд выводов, – резюмировал Анатолий Мощук. – Во-первых, проблема коронавирусной инфекции коснулась в большей степени педагогических работников, нежели детей. Если бы не всплеск настороженных настроений родителей в начале четвертой четверти, то мы бы не наблюдали проблем с посещаемостью в данный период. В то же время следует понимать, что дети являются переносчиками вируса, вследствие чего остается проблема сохранения здоровья педагогов и переноса вируса детьми в семьи. Во-вторых, на данный момент различные формы дистанционного обучения основная масса педагогов рассматривает либо как вынужденную меру в сложившихся обстоятельствах, либо только в связке с очным обучением. При этом школьной техникой из-за проблем с личным домашним оборудованием пользовались 20 процентов учителей, что также не способствует соблюдению норм социального дистанцирования в условиях пандемии. Примечателен и тот факт, что приоритет дистанционного обучения перед традиционным в будущем видят только 6,2 процента. В совокупности это позволяет говорить либо о слабой готовности педагогов области к переходу на дистанционку, либо о нежелании это делать. С другой стороны, две трети респондентов, фактически 70 процентов, уже на данном этапе активно пользуются различными онлайн-ресурсами в своей педагогической практике. В-третьих, вызывает опасения тот факт, что около половины опрошенных основную сложность дистанционных форм обучения видят либо в низком качестве интернета, либо в необходимости в принципе иметь доступ в интернет. Наличие двух или более детей в семье к тому же предусматривает необходимость разграничения пребывания на онлайн-площадке между ними. Насколько школа готова к доминированию дистанционного обучения, остается открытым вопросом.  

 

Татьяна МИЦКЕВИЧ

 

Опубликовано: 03:00 - 06.03.2021г.
Поделиться новостью

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться/зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии.