Главная - Новости - Главные новости - Вирус неповиновения: что общего у протестов в России и Беларуси

Вирус неповиновения: что общего у протестов в России и Беларуси

Накрывшая Россию волна антиправительственных митингов остается главной политической темой последних дней. И вновь впору задаться извечным вопросом из известного романса в исполнении Вертинского: зачем и кому это нужно?

 

Проводя очевидные параллели между уличными протестами в Беларуси и России, обнаруживаются их схожесть и разность. Белорусский лидер Александр Лукашенко отметил отличие незаконных действий в двух странах: «Последние события в России говорят о том, что мы абсолютно точно еще в первой половине прошлого года уловили направление действий из-за рубежа против нас … я не единожды говорил, что Беларусь им нужна как трамплин для атаки на Российскую Федерацию. Главное отличие между белорусскими событиями и российскими в том, что у нас в августе решили осуществить блицкриг, мгновенно свергнуть власть или хотя бы показать, что власть пала, и ввести сюда натовские войска. В России будут качать вдолгую: они прекрасно понимают, что там осуществить блицкриг невозможно».

 

Политолог Александр Зимовский полагает, что выгоду из этих выступлений и в Беларуси, и в России попытаются извлечь одни и те же внешнеполитические игроки: «Разумеется, коль скоро существуют технологии по организации масштабных антиправительственных действий, то существует и интенсивный обмен этими технологиями. Обмен аудиторией тоже входит в набор тактических приемов, используемых оппозицией, как в России, так и в Беларуси. Поскольку мы наблюдаем совершенно одинаковую политическую и медийную реакцию наших западных партнеров на события в Беларуси и России, можно уверенно говорить о том, что центр модерации этих процессов один и тот же». И не случайно в разгар протестных выступлений в городах России были замечены бело-красно-белые флаги: нелояльные официальному Минску наши соотечественники в России органично вливаются в ряды нынешних российских протестов, так как у протестующих – полная идеологическая совместимость. Нельзя не заметить и факт того, что модерирующие белорусские протесты телеграм-каналы, в том числе аналог украинского «Миротворца», активно поддерживали протесты в России.

 

Новосибирск, 31 января 2021 г.

 

В ныне происходящем в обеих странах обнаруживается и еще одна заметная схожесть: прямая заинтересованность зарубежных заказчиков и отечественных исполнителей из оппозиции. Превращение массовых протестных акций в самостоятельное явление, претендующее на то, чтобы заменить политику, сегодня приобрело глобальный масштаб. Чтобы удовлетворить потребность протестующих в действиях, специально организуются акции, которые можно обозначить как «активизм вместо политики». В итоге нынешние протесты не сравнимы с гражданским движением второй половины ХХ века из-за отсутствия собственной политической составляющей, что позволяет пользоваться плодами протеста политикам либо причисляющим себя к таковым, ситуационно оппонирующим действующей власти. Для России, таким образом, главным «катализатором» раскачки внутренней гражданской общественной нестабильности сегодня является Алексей Навальный, в Беларуси, соответственно, оппозиционеры-эмигранты.    

 

В то время, когда протестное движение в Беларуси снизилось до минимальной отметки, Россия еще окончательно не успокоилась. Учитывая массовое вовлечение в несанкционированные акции несовершеннолетних, министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов заявил, что министерство запланировало ежемесячно проводить всероссийские родительские собрания – «впервые, такого никогда не было», чтобы в дальнейшем избежать вовлечения школьников в митинги. Вместе с тем точно также очевидно: упреждение подобных инцидентов должно основываться на надежности национальной информационной среды, эффективности ее защиты и успешности противодействия внешним пропагандистским атакам.

 

Очевидно, что протесты в России и Беларуси апробируются и обкатываются по совершенно идентичным сценариям, когда каждая организованная акция служит своего рода тест-драйвом или лакмусовой бумажкой степени готовности общества к кардинальным, вплоть до радикальных и революционных, переменам. Для подъема и вывода на улицы недовольных и рассерженных народных масс нужен лишь повод, легко принимаемый на веру, причем неважно, какой – подсчет голосов или дворец в Геленджике, владение которым приписывают Путину, а дальше это подогреваемое недовольство активно распространяется через телеграм-каналы в поистине безграничном пространстве. В условиях сегодняшних возможностей средств коммуникации протесты в России и Беларуси – и причина, и следствие воздействия на общественное сознание информации негативного и деструктивного характера, распространяемой в режиме онлайн всеми существующими техническими средствами.

 

В Москве перед началом митинга на Китай городе задержали граждан с пиротехникой и травматическим оружием.

 

На протяжении последних десятилетий становится очевидным: «вспышки» протеста и насилия в равной степени проявляются в государствах и с высокоразвитым, и с не в полной мере сформированным гражданским обществом. Катализаторами этих глубоких социальных потрясений, как правило, выступают независимые свободные СМИ и современные средства коммуникации, хотя и позиционирующие себя в качестве масс-медиа, однако по факту ориентированные на выполнение всего одной функции: прививание обществу «вируса» неповиновения, а то и противостояния властям. Идеологией таких СМИ становится формирование прямого, на позициях антагонизма, противостояния гражданского общества государству в целях продвижения идей демократии. Наиболее показателен в данном плане пример «арабской весны» 2011 года – волны протестов и восстаний в ряде стран арабского мира, проходившей под лозунгом «Народ хочет падения режима» с широким использованием социальных медиа. Эхо той неспокойной мятежной весны и сейчас, спустя десятилетие, слышно в разных уголках планеты, к примеру, в Ливии.

 

Организованные протесты последних лет показали,?что социальные сети и телеграм-каналы являются эффективными инструментами для манипуляции массовым сознанием, вовлечения достаточно большого количества легко внушаемых и обладающих неустойчивой психикой людей в противоправные, а порой и преступные действия, трактуя это под видом непосредственного личного участия в большой политике. Человечество все сильнее запутывается в сетях виртуальной паутины, при этом ответственность впоследствии приходится нести настоящую – реальную.  

 

То, что еще совсем недавно казалось фантастическим, теперь – факт: как показали последние события, сохранять порядок и спокойствие порой не удается даже в самых развитых государствах. И тут достаточно вспомнить США. Черным днем в ее истории стало 24 августа 1814 года, когда после поражения американцев в битве у Бладенсберга британские войска под командованием генерал-майора Роберта Росса оккупировали город Вашингтон и сожгли многие правительственные здания, включая Белый дом и Капитолий. Сами жители Штатов не предпринимали попыток их захвата даже в тяжелейшую эпоху Великой депрессии, зато это произошло в наше время. Свой недавний американский «поход на Капитолий», затеянный тысячами протестующих сторонников Трампа, стоил пяти человеческих жизней, более 50 участников штурма получили ранения…

 

Как показывают современные реалии, массовые протесты сегодня одинаково возможны в любой стране, включая первые державы мира, и даже побудительные мотивы могут быть схожими – например, то же одинаковое для США и Беларуси несогласие определенной части общества с результатами подсчета голосов после президентских выборов. Точно также очевидно, что свое несогласие по любому поводу должно выражаться корректно, цивилизованно, не переходя черту закона и – не причиняя дискомфорта и угрозы остальным.

 

Евгений ЛИТВИНОВИЧ

Фото (вверху): Владимир Андреев © URA.RU

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Яндекс.Метрика