В эпоху цифровых платежей и мгновенных транзакций, когда смартфон заменяет кошелек, в салоне обычного такси совершаются тихие, почти незаметные нарушения, которые кажутся несущественными, но чреваты серьезными проблемами. Отсутствие в такси карточного платежного терминала – именно такая «мелочь» в глазах некоторых перевозчиков, но в реалиях современного налогового контроля оборачивается крупными штрафами, подорванной репутацией и угрозой закрытия бизнеса.
Казалось бы, что плохого в наличных? Но для бизнеса пассажирских перевозок отсутствие карточного платежного терминала – это не просто неудобство для клиента, а грубое нарушение законодательства со всеми вытекающими последствиями.
Налоговые органы Брестской области продолжают контроль за пассажирскими перевозками автомобилями-такси. За истекший период 2025 года к административной ответственности привлечено 436 виновных лиц, а сумма наложенных штрафов составила 365 тысяч рублей. Вместе с тем законодательством для перевозчиков предусмотрена обязанность установки карточных платежных терминалов в автомобилях-такси, за исключением случаев заказа и оплаты поездки с использованием электронной информационной системы, когда оплата списывается через мобильное приложение.
Налоговые органы напоминают: отсутствие терминала трактуется как нарушение, даже если пассажиры им редко пользуются, за что на виновных лиц предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 13.15 КоАП в виде штрафа до 200 базовых величин.
Размер штрафа зависит от конкретных обстоятельств, при этом признание вины и чистосердечное раскаяние, как и добровольное устранение нарушения законодательства позволят смягчить наказание.
Перевозчикам автомобилями-такси не стоит надеяться на то, что нарушения законодательства останутся незамеченными, им следует установить и использовать карточный платежный терминал, так как это исключит риск как привлечения к административной ответственности, так и рассмотрения вопроса о приостановлении нахождения в «Реестре автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении».
Игнорирование требования об установке платежного терминала – это не только прямой путь к финансовым потерям с риском приостановления деятельности для перевозчика, как наглядно показывает опыт Брестской области. Это еще и неуважение к правам и комфорту пассажира.
В современном мире, где безналичная оплата стала нормой, ситуация, когда пассажир обнаруживает, что не может расплатиться картой, абсолютно недопустима. Забыл кошелек с наличными? Решил не возиться с мелочью? Захотел оплатить поездку картой? Отсутствие терминала лишает пассажира этой элементарной возможности, ставя его в неловкое и даже безвыходное положение. Такое пренебрежение базовыми удобствами клиента подрывает доверие к сервису и дискредитирует саму отрасль перевозок.
Перевозчик, надеясь обойтись без терминала, должен понимать: он не только рискует штрафом, но и фактически ограничивает права тех, кто доверил ему свою поездку.
Установка терминала – это не только соблюдение закона, но и проявление уважения к пассажиру и его комфорту, а также гарантия того, что права и интересы каждого пассажира будут защищены в любой ситуации.
Контроль в данном направлении продолжается.
Андрей СОЛОВЕЙ, заместитель начальника отдела оперативных мероприятий №2 инспекции МНС по Брестской области