Не шедевр, но достойно

Я посмотрел «Черный замок». Делюсь впечатлениями.

В декабре состоялась премьера белорусского приключенческого фильма «Черный замок» режиссера Кирилла Кузина по мотивам повести Владимира Короткевича «Черный замок Ольшанский».

Ключевое слово предыдущей фразы – по мотивам. От оригинального Короткевича в фильме осталось немного, поэтому любители экранизации литературных произведений наверняка будут разочарованы. Но ничего страшного в столь вольном обращении с классиком лично я не вижу. Тот же Карен Шахназаров свою «Хитровку. Знак четырех», премьерный показ которой состоялся у нас в Бресте, анонсировал как фильм на материале Владимира Гиляровского, хотя реально из Гиляровского за основу взят всего лишь крошечный эпизод.

В нашем случае авторы переносят действие из послевоенной БССР в современность. Хотя начало фильма вполне соответствует фабуле Короткевича. Молодому исследователю прошлого, увлекательному лектору Антону Космачу и его другу Марьяну попадает в руки старинная книга, которая содержит послание, ведущее к сокровищам семнадцатого века. Вскоре Марьян погибает, а Космач попадает в этот самый Черный замок. Далее – триллер и мистика с переплетением эпох, злодеи, идущие по пятам за исследователями, князья и простые шляхтичи, их жены и любовницы.

«Затянутый фильм, медленные сцены». Такой отзыв о фильме оставил зритель из Туркменистана. Спишем подобные слова на горячий менталитет южных народов. С точки зрения нордических народов сюжет вполне динамичный, иногда даже слишком, как новостная сводка БелТА.

Приятно удивили батальные сцены. В принципе, без них по сюжету можно было бы обойтись, но авторы решили придать динамизму зрелищности, от чего в глазах зрителя только выиграли.

В целом к реконструкции эпохи создатели подошли с тщанием. Точность деталей, великолепные крылатые гусары, лица некоторых персонажей как будто со старинных портретов сошли. На экране – историческая Литва семнадцатого века, уже достаточно вестернизированная, но все равно славянская. Даже на войну идущая, как на парад. В этом плане фильм удачно выигрывает в сравнении с той же «Анастасией Слуцкой», которая дух эпохи, по моему субъективному мнению, передала гораздо хуже.

Смущают, правда, некоторые детали, например, имена героев. В семнадцатом веке короли вполне дружески относятся к шляхте Великого княжества, а та, в свою очередь, чтобы сделать государям приятно, переходит массово в католичество. С того времени никаких Гордислав и Савелиев в высшем обществе в принципе быть не могло. Но это мелочи, которые люди, далекие о истории, не заметят. К Владимиру Короткевичу у знатоков эпохи тоже были вопросы, но на его популярность как писателя-романтика это не влияло.

От исторической линии перейдем к мистической. Наверное, каждый приличный замок старается обзавестись солидной легендой. Желательно – с привидением. Белорусские замки не исключение. В Несвиже, например, вам расскажут о Черной даме. Мне в свое время посчастливилось услышать рассказ Клавдии Шишигиной-Потоцкой, ревнительницы радзивилловского наследия о знаменитом призраке. Рассказ сопровождался показом традиционной траектории движения призрака Барбары Радзивилл.

Оставшись один на один, я спросил Клавдию Ивановну, имела ли она удачу лично наблюдать Черную даму. Она одновременно улыбнулась и поморщилась, что должно было означать, что она не отрицает наследие философов-материалистов.

В Гольшанах, тех самых, которые Короткевич и вывел в своем романе, местные музейщики более серьезно относятся к своему привидению. Во всяком случае, директор музея уверяла, что лично видела Белую даму, после чего упала в обморок. Кроме того, рассказала, что местный краеведческий музей поддерживает отношения с некоторыми европейскими замками, где тоже есть подобное наследие. Мониторят поведение призраков, делятся впечатлениями.

Судя по фильму, авторы не общались с гольшанскими энтузиастами, иначе эпизоды, связанные с местными легендами, неизбежно украсили бы фильм. Это просто дружеская рекомендация на будущее. Не стоит пренебрегать регионами.

Однако оставим в покое мистику, поговорим о любви. Несколько линий переплетены довольно лихо, некоторые предсказуемы, некоторые даже позабавили. Понятно, что в молодого интересного преподавателя неизбежно влюбится десяток-другой студенток. Непонятно только, зачем княгине семнадцатого века молодой любовник. Ее муж только по паспорту пожилой, а по сюжету такой живчик, что любому молодому фору даст. А вообще, в плане любовных линий и не только, фильм – это белорусский аналог трилогии об Индиане Джонсе в исполнении великолепного Харрисона Форда.

Вряд ли фильм постигнет успешность голливудской трилогии, будем честны. Это не шедевр, но вполне достойный фильм. Однозначно достоин продолжения. Тем более, если я правильно понял последнюю фразу главного героя, такая задумка у создателей есть.

Олег КУНЕЦ

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Яндекс.Метрика