Главная - Новости - Новости в мире - Политический глобус: Вместе невозможно и врозь никак?

Политический глобус: Вместе невозможно и врозь никак?

Политический глобус: Вместе невозможно и врозь никак?

Президент Молдовы Майя Санду объявила о намерении провести национальный референдум о членстве в ЕС осенью 2024 года. В свою очередь и у Евросоюза есть свои встречные требования – прежде всего, решить приднестровскую проблему параллельно с интеграцией в европейское сообщество.

 

Приднестровье, 60 процентов жителей которого составляют русские и украинцы, добивалось выхода из состава тогдашней Молдавии еще в последние годы существования СССР. Причиной тому стали опасения, что на волне националистических выступлений Молдавская республика присоединится к Румынии. В 1992 году, после безуспешной попытки Кишинева решить проблему силовым путем, Приднестровье стало фактически независимой от него территорией.

 

Насколько вообще возможно объединение Молдовы и ПМР на данном этапе или даже в долгосрочной перспективе? Еще прошлым летом такая вероятность оценивалась экспертами и политиками примерно равной нулю. Во-первых, потому что оба государства – признанное и непризнанное – разделили разные приоритеты, ценности и подходы к истории. Во-вторых, приднестровцам отнюдь не улыбается будущее в виде «довеска» к части Румынии – а именно в таком положении может оказаться Молдова.

 

В отличие от руководства Молдовы, которое не скрывает и без того явные намерения повысить благосостояние граждан и попутно решить громадье накопившихся проблем за счет вступления в ЕС, Приднепровье всегда устраивала своя относительная независимость в принятии решений. Если Кишинев на протяжении последнего времени все более определенно следовал проевропейским курсом, то Тирасполь, напротив, придерживался принципа многовекторности, не закрываясь глухим шлагбаумом железного занавеса ни от Европейского Союза, ни от Молдовы.
Увы, создается впечатление, что Кишинев намеренно предпринимает далекие от дипломатических усилия только для того, чтобы разругаться и порвать с Тирасполем любые отношения окончательно и бесповоротно.

 

Еще не так давно 80% потребности Молдовы в электроэнергии обеспечивала расположенная в городе Днестровск в Приднестровье на берегу Кучурганского лимана Молдавская ГРЭС, что составляло один из основных источников экспортных доходов. Однако с апреля 2017 года Молдова прекратила закупки электроэнергии в ПМР и стала закупать ее на Украине, причем по цене ниже, чем на внутреннем украинском рынке: экономисты и политологи посчитали данную меру попыткой Молдовы совместно с Украиной ужесточить экономическую блокаду Приднестровья. Затем сюда же добавились проблемы со свободой передвижения, доставкой лекарственных препаратов, трудности в деятельности банковско-финансовой сферы.

 

В начале февраля парламент Молдовы во втором и окончательном чтении принял поправки к Уголовному кодексу республики. Среди прочего в нем появится статья «Сепаратизм», согласно тексту которой сепаратистские действия, то есть действия, совершенные с целью отделить часть территории Республики Молдова, будут наказываться лишением свободы на срок от двух до пяти лет. Таким образом, под указанные в поправках формулировки в принципе подпадает практически любой приднестровский чиновник и должностное лицо. При этом абсолютно не учитывается факт того, что руководство ПМР считает свою республику независимым государством, исходя из чего собирается выстраивать отношения с Молдовой как с соседней страной.

 

За последние месяцы приднестровская сторона несколько раз выступала с инициативой о проведении заседаний экспертов Кишинева и Тирасполя, по автотранспорту, экономике, экологии, банковскому взаимодействию, однако все эти предложения молдавской стороной были отвергнуты.

 

Как следствие, в конце ноября глава министерства иностранных дел ПМР Виталий Игнатьев констатировал, что Кишинев, декларируя европейский путь, не спешит выполнять европейские рекомендации по Приднестровью. «Примечательно, что ряд международных участников, включая ОБСЕ и Евросоюз, дали свое отрицательное заключение в отношении принятых в Республике Молдова репрессивных законодательных норм, потенциально угрожающих любому жителю Приднестровской Молдавской Республики», – отметил Игнатьев. Тогда о каком воссоединении вообще может идти речь?

 

На этом фоне заявления Майи Санду о том, что если молдавским властям не удастся урегулировать приднестровский вопрос до вступления в ЕС, то он будет разрешен уже после присоединения к Евросоюзу, воспринимаются не более чем профанацией. Если уже сейчас Приднестровье становится костью в горле, досадной помехой, главным камнем преткновения на пути в ЕС, то уже в статусе состоявшегося государства-члена Европейского Союза Молдове тем более будет не до развития территорий ПМР до уровня европейских.

 

К слову, в самом Приднестровье предлагают вполне разумный консенсус. Руководство Молдовы должно признать, что если они определились со своим выбором, не спрашивая жителей Приднестровья, тогда им необходимо сесть за стол переговоров, подписать мирное соглашение, признать друг друга взаимно и окончательно закрыть конфликт. Но подобный вариант, похоже, неприемлем ни для Брюсселя, ни, соответственно, и для Кишинева.

 

Евгений ЛИТВИНОВИЧ

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Яндекс.Метрика