В Клубе редакторов разобрали факты манипуляции обществом

Участники передачи «Клуб редакторов» на телеканале «Беларусь 1» разобрали факты манипуляции обществом с помощью независимых медиа.

 

«В последнее время очень много говорят про концепцию Шарпа — 198 методов ненасильственного свержения власти. Не кажется ли вам, что мы уже добрую треть этих методов за последние месяцы распознали в белорусском медийном пространстве?»- поинтересовался у гостей передачи Иван Эйсмонт.

 

«Цепи солидарности — самый яркий пример манипуляции»

 

Самым ярким примером манипуляции обществом аналитик Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин назвал цепи солидарности. Он отметил, что эта технология не нова и использовалась в 1989 году в странах Балтии («Балтийский путь»), в 2012-м — в Москве («Большой белый круг»). «Те, кто читает Telegram-каналы, какие-то соц-, медиапаблики, выступают жертвами манипуляторов — простыми, банальными жертвами. Все, кто, условно, ориентирован на поиск некой истины (у них стремление читать альтернативные средства коммуникации, массовой информации), ориентированы, что приобщаются к некой тайне. Как правило, эти короткие сообщения ориентированы на эмоцию: человек, прочитав, понимает, что он стал в цепь солидарности и тем самым приобщается к некому великому событию. На этом строятся многие технологии, которые взывают, что, действуя сегодня, вы создаете историю завтра», — пояснил принцип воздействия на массы аналитик БИСИ.

 

Причем масштабы подобных живых цепочек измеряются не количеством участников, а протяженностью, чтобы создать вау-эффект. Однако на самом деле они малочисленны, отметили в передаче.

 

«На общество воздействуют через подкуп лидеров мнений»

 

 

Директор представительства МТРК «Мир» в Беларуси Владимир Перцов в то же время констатировал, что не все люди покупаются на такие манипуляции. И тогда, по его словам, на общество воздействуют с помощью элементарных маркетинговых технологий — подкуп лидеров мнений. «Еще вчера в своих социальных сетях они рекламировали шампуни и делали обзоры автомобилей, и вдруг — политические лидеры мнений. Если залезть в «личку», можно увидеть вопрос цены, — сказал он. — Или каминг-аут журналиста, который еще вчера рекламировал розыгрыш подарков от продуктового магазина, а сегодня стоит с микрофоном телеканала, на котором это все происходило, и говорит, что прозрел. А он и журналистом не был — это розыгрыш подарков от магазина».

 

«Медиа выбирают сакральных жертв: врача, инвалида, волонтера»

 

По мнению директора — главного редактора издательского дома «СБ. Беларусь сегодня» Дмитрия Жука, если кто-то воздействует на эмоции человека, то действует с какой-то целью. Как правило, извлечь для себя или других какую-то выгоду. «И сейчас больше всего давят на жалость: невинно шел — задержали, синяк на запястье», — обратил внимание он.

 

Участники передачи вспомнили о недавнем задержании минского врача. Медик доказывал, что случайно оказался на уличной акции, но опубликованные видеоматериалы МВД подтвердили обратное. Использование подобных «сакральных жертв» тоже является одной из технологий манипуляции, подчеркнули в «Клубе редакторов».

 

«Через СМИ идет координация акций»

 

Председатель Белтелерадиокомпании Иван Эйсмонт также вспомнил заявление министра внутренних дел о том, что незаконные уличные акции управляются через Telegram-каналы и стрим «Радио Свобода». «Нормальная ли эта ситуация, когда средство массовой информации, финансируемое Госдепартаментом США, является, по сути, координатором? — спросил он. — Понятно любому человеку, кто погружен в эту тему на протяжении 10,15, 20 лет, что так было всегда. Мы постоянно об этом говорим. И вызывает улыбку, когда эти же люди нас называют пропагандистами, а себя демократическими средствами массовой информации.

 

Источник: https://www.belta.by

Опубликовано: 02:00 - 26.06.2020г.
Поделиться новостью