В БрГУ обсудили, как противостоять искажению истории

Героизация нацизма – это искажение событий и оценок Второй мировой и Великой Отечественной войны. Можно по-разному к ним относиться, однако главный итог – победа советского народа над фашистской Германией – очевиден, как бы кому-то это не хотелось оспаривать, тем более опровергать. Таково резюме прошедшей в БрГУ имени А.С. Пушкина диалоговой площадки «Берестейский форум» на тему «О недопустимости героизации нацизма».

 

Когда Европа – не в пример

 

После победных майских залпов 1945-го первые ростки возрождения нацизма пробились уже на границе пятидесятых-шестидесятых годовет прошлого века. Теперь в планетарном и европейском масштабах обсуждаемая тема вновь становится острой и тревожной.

 

– Истоки этого явления кроются внутри того общества, которое само по себе нездорово. Фундамент нацизма базируется на системных, надолго затянувшихся нерешенных проблемах и недостатках, за которые можно ухватиться и эксплуатировать в политических целях. И сейчас в Европе все к тому идет – причин для массового недовольства хватает: постепенное сознательное отлучение гражданина от общественно-политической деятельности, вытеснение его из политического пространства, невразумительные действия в отношении проталкивания ценностей, которые еще сравнительно недавно массово не поддерживались и считались спорными, неумение противостоять наглости и беспардонности Америки, вмешивающейся в европейские дела, миграционный кризис. Все это по отдельности и в комплексе порождает всплеск реваншистских неонацистских настроений, – считает доцент кафедры всеобщей истории, кандидат исторических наук Андрей Бодак.

 

 

По-нормальному сжиться с эмигрантами, прибывшими из самых разных уголков земного шара, у Европы никак не получается: консенсус так и не найден. В Нидерландах на уровне   министерства иностранных дел откровенно проигнорировалось желание беженцев адаптироваться к совершенно новым для себя условиям, интегрироваться, стать европейцами и помочь в этом остальным. В Германии, когда в 1970-е годы начали приезжать на работу югославы и турки, было провозглашено равноправное существование всех этнических групп с их ценностями, однако конструкция оказалась нестойкой из-за отсутствия скрепляющего национального германского стержня, который не заменило даже маловразумительное понятие «руководящая культура».

 

 

– Упредить вспышки потенциального негатива могли бы грамотное законодательство и его исполнение. Однако западные либералы фактически срывают процесс интегрирования лучших сил эмигрантов в европейскую культуру и экономику. Не секрет, что лучшие программисты на Западе – индусы и мусульмане, эти ребята тянутся к образованию, и им надо давать возможность его получать. Но Запад пошел по пути наименьшего сопротивления, записал эмигрантов в льготники: получи пособие – и на этом точка, – продолжает Андрей Юрьевич.   

          

 Что же касается неонацизма образца начала третьего тысячелетия, то он, как и его классическая предтеча, умеет искусно маскироваться под разными вывесками, проявлять свою агрессивную преступную натуру, искажать историческую реальность. С ним можно и нужно бороться до победы, тем более что в новейшей истории подобные прецеденты уже созданы. В качестве примера Андрей Бодак привел действовавшую на протяжении достаточно длительного времени ультраправую, а по факту неонацистскую греческую партию «Золотая Заря», снискавшую сомнительную славу громкими заявлениями об оккупации их страны Красной Армией (на самом деле наши войска даже не дошли до греческих границ, а в Болгарии повернули на Белград. – Прим. Е.Л.), а также убийством открыто выступавшего против разгула неонацистских дружин в окрестностях Афин музыканта Павлоса Фиссаса. Все закончилось длительными сроками заключения для организаторов преступления и исключением партии из политической жизни Греции.    

  

Оторвать от пустоты

 

В противодействие непрекращающейся информационной экспансии идеологии нацизма названный вуз вносит свою лепту. «На базе нашего университета ведется системная работа в направлении данной тематики, проводятся кураторские и информационные часы. В рамках обязательного курса студенты изучают историю Великой Отечественной войны в контексте Второй мировой. Она проводится как в плане учебной, так и в плане воспитательной работы, – отметил заместитель декана юридического факультета БрГУ Эдуард Северин.

 

Вместе с тем, если охватывать ситуацию в целом, пока приходится констатировать недостаточную осведомленность нынешней молодежи в данной теме. Как считает доцент кафедры всеобщей истории, кандидат исторических наук Евгений Розенблат, распространению вируса нацизма среди подрастающих поколений может поспособствовать в том числе нехватка знаний прошлого своей страны, малой Родины – причем не такого уж далекого. Чтобы в этом плане что-то изменить, необходимы соответствующие коррективы в существующей системе образования.

 

– В процессе обучения на изучение Второй мировой и Отечественной войны в школе отводится немного учебного времени.  Наша школьная программа построена таким образом, что к моменту поступления в вуз о событиях и личностях этого периода выпускники мало что знают и помнят. Они проявляют большую осведомленность, рассказывая об эпохе средневековья, чем когда речь заходит о вопросах, затрагивающих 1939 – 1945 годы. Конечно, здесь, на историческом факультете, восполняем этот пробел – через лекции, практические занятия, научные конференции, спецкурсы, – рассказывает Евгений Семенович.

 

 

По его мнению, глубинный корень проблемы кроется в первоочередном ориентировании учебного процесса на цифровизацию, применение новейших высоких технологий: в итоге выросло поколение, умеющее пользоваться компьютером, но не имеющее необходимого «багажа» гуманитарных знаний и потому не способное в полной мере давать объективные, выверенные, взвешенные оценки. Интернет же атомизирует сознание: выходя в свободный поиск, пользователь, по сути, остается один на один с машиной, которая согласно запросу может «подсказывать», направляя на опасные во всех отношениях соцсети и группы, позиционирующие тот же нацизм или фашизм чуть ли не в качестве модного бренда.

 

 

Есть и другая проблема: зачастую интерес молодежи к истории военной поры первой половины ХХ века на поверку оказывается поверхностным. При этом предпочтение отдается зрелищным реконструкциям сражений, более визуально эффектным экспозициям с использованием современных музейных технологий – то есть, яркости и привлекательности внешней «картинки», а не глубокому изучению предпосылок и самой сути глобальных трагедий «пороховых сороковых».

 

Помимо фальсификации итогов военных кампаний, одной из неотъемлемых составляющих информационной войны сегодня являются постоянные попытки удалить из сознания молодых белорусов любые элементы исторической памяти. Ради ее сохранения студенты истфака в свое время записывали воспоминания своих дедушек и бабушек, переживших военное лихолетье. Сегодня этих людей – ветеранов и участников Великой Отечественной войны, ее очевидцев – уже практически не осталось. Поэтому сейчас особенно актуально апробировать и внедрять новые методики воспитательной и учебной работы, искать и находить более живые формы взаимодействия со школьниками и студентами, для того чтобы оторвать их от пустоты, пробудив интерес к подлинной исторической правде.   

               

Оценкам – объективность без переписывания

 

Участники диалоговой площадки не могли не вспомнить и недавнее знаковое декабрьское событие – принятие Генеральной Ассамблеей ООН российской резолюции по борьбе с героизацией нацизма. В ней выражена глубокая обеспокоенность по поводу героизации нацистского движения, неонацизма и бывших членов организации «Ваффен СС» в любой форме, включая проведение демонстраций в целях прославления нацистского прошлого. Соавторы резолюции выразили глубокую обеспокоенность «участившимися попытками и случаями осквернения или разрушения памятников, воздвигнутых в честь тех, кто боролся против нацизма в годы Второй мировой войны».

 

Этот документ рекомендует странам принять надлежащие конкретные меры с тем, чтобы предотвратить пересмотр итогов Второй мировой войны и отрицание преступлений против человечности и военных преступлений, совершенных в данный период. Кроме того, ликвидировать любые формы расовой дискриминации всеми соответствующими средствами, в том числе, если этого требуют обстоятельства, законодательно. Также осуждается использование образовательных материалов и риторики в ходе обучения, пропагандирующих расизм, дискриминацию, ненависть и насилие на основе этнического происхождения, национальности, религии или убеждений.

 

 

 

За резолюцию проголосовали 133 государства, 52 воздержались, против выступили только США и Украина, руководствуясь разными мотивациями.

 

– Инициативы России не одобряются Соединенными Штатами вследствие нагнетания антироссийских настроений, между понятиями «нацизм» и «коммунизм» там ставится знак равенства: эту точку зрения они поддерживают, разрабатывают и продвигают. В Украине же идет героизация «подвигов» нацистов Второй мировой войны. Когда заявляют, что именно США вместе с демократическими союзниками внесли решающий вклад в победу над фашистской Германией в 1945 году, что войну выиграли американцы, англичане и французы – это искажение и переписывание истории. Когда героизируют сознательных пособников нацистов, которые, неважно по каким причинам и поводам, сжигали деревни, уничтожая мирное население – женщин, детей и стариков, – это тоже искажение и переписывание истории, чьи оценки в настоящий момент никем не отменены, – прокомментировал Евгений Розенблат.

 

 

Евгений ЛИТВИНОВИЧ

Фото Александра ШУЛЬГАЧА

Опубликовано: 03:23 - 22.12.2020г.
Поделиться новостью