Главная - Новости - Тур выходного дня. Белорусский Валаам

Тур выходного дня. Белорусский Валаам

Тур выходного дня. Белорусский Валаам

Наша жизнь заполнена суетой, мы куда-то торопимся, все хотим успеть. А, может, надо остановиться?! Оставить свои мирские дела на потом и вспомнить о вечном. Как говорил православный писатель Александр Мень, «что бы ты ни имел – всё это преходяще. Только настоящая духовность – это вечно».

 

Я предлагаю сделать шаг назад… из настоящего в прошлое. В прошлое время древнейшей белорусской православной обители – Свято-Елисеевского Лавришевского мужского монастыря, который находится в Гродненской области.  Это потрясающее место как для паломников, так и для туристов я посетила в один из выходных дней.

 

Сосновый бор, где расположена эта обитель, встретил нас звенящей тишиной. Эта тишина и настораживает, и настраивает на щемящие душу эмоции – а всё потому, что хранит ее трагическую историю. «Для многих этот монастырь неизвестен, а когда-то здесь была лавра, служившая оплотом местному Православию» – так писал об этом монастыре священномученик Митрофан (Краснопольский) аж в 1913 году.

 

Согласно древнейшим летописаниям, Лавришевский монастырь был основан в середине XVIII века (около 1225 года) старшим сыном литовского князя Тройната преподобным Елисеем Лавришевским на левом берегу реки Неман (в настоящее время на правом). Оставив мирскую жизнь, Елисей нашел безлюдное место, окруженное болотом, и принял монашество. Со временем число братии увеличилось и уже в XIV-XV веках монастырь назывался лаврой, а преподобный Елисей был первым настоятелем этой обители. В это время она представляла собой центр просвещения. Примечательный такой факт: в 1329 году для Лавришевского монастыря было написано рукописное Евангелие, которое хранится по сей день в библиотеке имени Чарторыйских в Кракове (Польша). Оно иллюстрировано 18 миниатюрами на библейскую тематику, стоит в одном ряду с Полоцким и Туровским Евангелиями, а это значит, что Лавришевский монастырь играл огромную роль, как и первые белорусские епархии – Полоцк и Туров. А в 1514 году на соборе в Вильно Елисей Лавришевский был прославлен в лике святых и в наше время он включен в Собор Белорусских святых.

 

 

В 1505 году татары совершили первый побег на монастырь. Во время их второго набега примерно около 1530 года монастырь был полностью разорен. Мощи Елисея Лавришевского и имущество лавры были сокрыты в земле до набега и до сих пор не найдены. В 1590 году обитель начали восстанавливать. Но вскоре возрожденный монастырь  захватили униаты. О плачевном состоянии монастыря того времени свидетельствует документ, датируемый примерно 1720 годом: «Фундуши расхищены и даже с Евангелия, где были записи, страницы вырваны, чтоб расхитителями загладить память о былых дарованиях монастырю». В 1836 году монастырь упразднили и он долгое время был в забвении. И только в 1913-м его воссоздали как православный. В дореволюционные годы последним насельником монастыря был иеромонах Донат. На его могилке, которая расположена на территории обители,  высечены напутственные для нас, мирян, слова: «Прохожий, ты идешь, но ляжешь, как и я. Присядь и отдохни на камне у меня, сорви былинку и вспомни о судьбе. Я – дома, ты – в гостях, подумай о себе».

 

Первая мировая война тоже не пощадила обитель. Русские солдаты и офицеры, которые здесь погибли, были захоронены на ее территории. Могила сохранилась до сих пор и в честь погибших воинов установлен знак. На месте разрушенного храма местный житель посадил сирень, чтобы потомки, возрождая обитель, знали, где построить церковь. С этого часа монастырь опять находился в забвении и только в конце 1990-х началось его возрождение. Бывший наместник монастыря игумен Евсевий (Константин Тюхлов) положил начало тому, чтобы вернуть лавре былое величие. В 1997 году был освящен фундамент храма будущего монастыря, и на месте, где рос когда-то куст сирени, сегодня стоит церковь в честь преподобного Елисея Лавришевского. В храме меня изумил, поднял до небес резной иконостас из белого камня. Поэтому не зря обитель называют Белой лаврой.

 

В 2009 году произошло еще одно значимое событие для обители – на территории монастыря был установлен бронзовый памятник преподобному Елисею Лавришевскому работы московского скульптора Дениса Стретовича. Его предки в XVI веке были опекунами этого монастыря, о чем он прочитал в летописях из Лавришевского Евангелия. Узнав об этом, скульптор решил оставить частичку своей любви к этому месту.

 

 

Знакомясь с монастырем, мы с насельником обители отцом Павлином пролистали страницы истории этого благодатного места. А она не заканчивается. Имеет продолжение по сей день, потому что идет планомерное возрождение обители. Отец Павлин предложил пройтись по периметру монастыря, вдоль которого расположены милые глазу, сердцу и душе часовенки. Поначалу паломников встречает колоритная входная брама с двумя часовенками: с правой стороны – Иерусалимская, а с левой – Дивеевская, в которых находятся прозрачные крипты с землей из Иерусалима и Назарета. Чуть поодаль часовня в честь двенадцати святых апостолов, в центре которой установлена гранитная чаша в виде лепестков цветка, где можно набрать освященной воды.

 

 

 

 

Дальше дорожка ведет к храму-купели в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», где паломники совершают таинство Крещения. И к сведению паломников – он отапливается. В часовне в честь Елисея Лавришевского изготавливают свечи и несет это послушание один монах, к тому же здесь хранится камень с древнего монастырского фундамента. В часовне Сергия Радонежского горит неугасимая лампада с Огнем от Гроба Господня. Афонская часовня построена по примеру афонских арходариков. В часовне в честь святого Георгия Победоносца проходят духовные беседы старца обители с паломниками. Деревянная часовенка-колокольня в честь Вааламских святых представляет собой цех по изготовлению маленьких иконочек из дерева. Сюда приходят послушать и колокольный звон. Часовня в честь Ланчанского чуда знакомит с одной правдоподобной историей: во время божественной литургии, которую служили в церкви в итальянском городке Ланчано, пресный хлеб и вино превратились в плоть человеческого тела и кровь, и до сего дня в этом храме хранятся тело и кровь Господа Иисуса.

 

 

Эти все часовни действующие, а есть те, которые в стадии строительства. Ведь по задумке отца Евсевия их должно быть 33 – по числу лет Иисуса Христа. Эти часовенки выглядят как драгоценное украшение Лавришевского монастыря – ожерелье из камней-самоцветов. Они построены добротно, основательно, богато, с элементами зодчества, всё отточено до мелочей. Это рукотворный подарок небесному покровителю лавры. А есть подарок от матушки-природы – изумрудно-зеленое ожерелье: обитель находится на острове, окруженном болотами, лесами, рекой Неман, и благодаря этому разнообразному пейзажу обитель называют белорусским Валаамом.

 

Светлана КУЗЬМИЧ, г. Брест

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Яндекс.Метрика