Летчик из Кобрина летал над Чернобылем, Камбоджей и Грецией

Маленький Ванюшка Ковальчук на вопрос, кем хочет стать, когда вырастет, всегда уверенно отвечал – летчиком, конечно! Взрослые почему-то посмеивались – мол, летать ему охота. Ваня засыпал родителей вопросами – а что над облаками? А где край земли? А когда солнышко просыпается над горизонтом, как оно выглядит? А почему море соленое? Но вместо ответов получал очередное задание – то нахальную козу из огорода соседа выгнать, то крапивы поросятам надергать – в деревне забот невпроворот круглый год. Ванюша не обижался – некогда им небо рассматривать. Но для себя решил – когда-нибудь встретит рассвет высоко над облаками.

 

Шаг к мечте

 

Старший брат Генрих поступил в инженерное авиационное училище г. Даугавпилс. Когда младший, Иван, заявил, что хочет летчиком стать, мать только руками всплеснула: «Опять за старое сын взялся! Ну в кого ты такой? Во всей деревне Дятловского района летчика не сыскать! Доктор – это да, профессия. А чего ты в небе не видел?» Отец пытался держать нейтралитет, выбор сына уважал. Иван, счастливый, прошел медицинскую комиссию, выдержал высокий конкурс и уже было стал студентом училища гражданской авиации в Красном Куте. Да вот незадача – АН-2, именуемый в народе «кукурузником», предложенный в качестве летательного аппарата, парня не устроил – хотелось более современную и солидную технику. Поэтому он, не раздумывая, попросился… служить. Отдав долг Родине, Иван опять сделал шаг к мечте – в 1972 году поступил в военно-авиационное училище, спустя два года он уже учился в Саратовском высшем военном училище летчиков, которое окончил с отличием. Молодого лейтенанта отправили служить в Белорусский военный округ, а именно – в Кобрин.

 

 

В училище первые навыки управления воздушным судном Иван Ковальчук получил на вертолете МИ-1. Потом управлял МИ-4 и МИ-8. Этот воздушный транспорт компактный, небольшой грузоподъемности и довольно мобильный. Летали в основном над Беларусью, реже – над Россией и Украиной. В 1982 году Ивану предложили пересесть на военно-транспортный вертолет МИ-26. Это была мечта любого военного летчика – на тот момент новая техника четвертого поколения грузоподъемностью 20 тонн и самая большая в мире до сих пор. Выполнять десантно-транспортные задачи на таком – одно удовольствие!

 

 

Над Чернобылем

 

Чернобыль – одна из страниц биографии молодого летчика. Ему, как и многим ребятам из Белорусского и Киевского военных округов, из России, что дислоцировались на Черниговском аэродроме, пришлось выполнять задание – засыпать в разрушенный чернобыльский реактор свинец и доломит. Иван до сих пор помнит эту высокую трубу, возле которой нужно было пролетать предельно осторожно, чтобы не зацепиться, а справа от ее основания – зияющий реактор под разрушенной крышей. Из него постоянно валил густой дым, который, казалось, даже сильнейший ветер не в силах был разорвать. Вертолеты нескончаемой вереницей пролетали над реактором и сбрасывали над ним с внешней подвески свинец и доломит. Права на ошибку нет – рядом уцелевшие здания не должны быть повреждены с воздуха.

 

 

– В первый день сделал над реактором 17 полетов, на второй – уже 23, а потом и вовсе не считал, – рассказывает Иван Антонович. – Нам сказали, что допустимая норма облучения – 25 рентген. Индивидуальные дозиметры после каждого вылета «зашкаливали». Но нам, поверьте, было не до этого – нужно было побыстрее ликвидировать последствия катастрофы. К сожалению, многих из тушивших пожар не стало среди живых уже спустя год-два…

 

Многие его коллеги были доставлены в Москву на лечение, а Иван Ковальчук оказался на больничной койке Минского военного госпиталя 28 апреля. Врачи разводили руками и ничего не объясняли. Из лечения – горы активированного угля и хлористый кальций. Летчик чувствовал себя неплохо, но результаты анализов крови не позволяли ему вернуться к полетам. Только  осенью после тщательного медобследования его допустили к ручке управления вертолетом.  

 

 

Вперед, на Камбоджу!

 

На дворе – 1992 год. Семь экипажей (каждый – по шесть летчиков, переводчик и обслуживающий состав) получили задание выполнить миссию ООН в далекой Камбодже.

 

Добираться пришлось «своим ходом», останавливаясь на отдых и дозаправку в Ростове, Кущёвской, Ашхабаде, Мешхеде, Карачи, Дели, Калькутте, Рангуне, Пномпени, Камбодже. Дорога заняла больше недели, а выполнение миссии – более года. Работа привычная – перевозка грузов, военной техники. Приходилось однажды эвакуировать целое селение – людей из-за политических несогласий грозили обезглавить, что ООН, конечно же, не допустило.

 

 

– Камбоджа – страна контрастов, – вспоминает Иван Антонович. – Поразило, что даже привычные звуки и запахи воспринимаются не так, как на Родине. Местный народ, именуемый кхмерами, неприхотливый, всякими жучками-червячками-цикадами не брезгуют. На рынке запросто можно купить всю эту живность, которая кишит в огромных чанах. В ресторане там впервые в жизни попробовал «фрог» – лягушачьи лапки с красным рисом. Приготовлено блюдо отменно, если бы не знал, из кого – так и не догадался бы, что в тарелке. Луковый суп и отбивные с салатом из морепродуктов тоже очень вкусные. Интересно, что спиртного в этой стране употребляют мало – в основном пиво в маленьких баночках. А вот чем удивила Камбоджа – так это танцами. Как-то посчастливилось побывать на традиционном фестивале, на который съезжается весь Индокитай. Какие костюмы, какие краски, какая пластика движений танцоров! От этого цветов просто кружилась голова. На память о жизни в далекой жаркой стране остались множество фотографий в альбоме и, конечно же, воспоминания.

 

Прощай, вертушка?

 

Вернулся Иван на родину, в Кобрин. Развалился некогда нерушимый Союз. Боевая подготовка сводилась к нулю, потому что керосина для полетов получали все меньше. Иван Антонович, всю жизнь бредивший небом, заскучал на земле.

 

Служба военного летчика и пилота-инструктора 1-го класса завершилась в 1995 году. Ушел Ковальчук в звании майора с должности начальника штаба эскадрильи. За плечами – более 5000 часов налетов, полная шкатулка медалей за доблестную службу, стопка грамот и благодарностей самого разного уровня (одна из них – от самого Михаила Горбачева). А еще – грусть. Мысль, что больше не увидишь, как встает и садится солнце за горизонтом, как «дышит» ночное море, как несутся по небу гонимые ветром облака… На высоте 6500 метров это неописуемое зрелище. Тешил себя мыслью, что военный  пенсионер сможет наконец отдохнуть, побыть с семьей. Хотя в небо ой как хотелось!…

 

 

И в огонь, и в воду

 

В 1998 году Ивану Антоновичу предложили вновь вернуться летать. Предложение, в этот раз от гражданской авиации, он, конечно же, принял с радостью. Работа вдали от семьи, но сезонная – в Греции. С апреля по ноябрь там осадки редкие гости, зато пожары – очень даже частые. Тушить их лучше всего с вертолетов.

 

 

– Набирали воду в специальные водосливные устройства емкостью 12 тонн, – вспоминает летчик. – Как правило, в море либо озерах. Наша задача – снизиться над пламенем до 25 – 30 метров и «выпустить» воду. Ниже нельзя – опасно, а выше – смысла нет – вода не выполнит отведенную ей роль. Частенько из-за дыма не видели впереди ничего, шли «по приборам». Утихомиривали огненную стихию, поражая местных жителей высоким профессионализмом и выдержкой. За годы работы пожарным в Греции облетел ее вдоль и поперек множество раз.

 

 

А в свободное время летчики имели возможность понежиться в шезлонгах, посмотреть достопримечательности страны. Греция по размеру и населению схожа с Беларусью и такая же красивая. Посчастливилось Ивану Антоновичу побывать на знаменитой горе Афон – в молитвенном крае монастырей, где ступала нога только одной женщины – Богоматери. Смотрел на лики святых в маленьких часовенках, слушал удивительные рассказы переводчиков о насельниках горы, живших и живущих здесь, и верил, что его ангел хранитель всегда рядом – недаром ничего плохого не случалось с ним в небе. Внештатные ситуации бывали, но не существенные. Кстати, летчики – народ не суеверный, но число «13» на обшивке вертолета не пишут и слово «последний» в разговоре не употребляют…

 

 

На земле

 

В 2014 году Иван Ковальчук поставил точку в своей летной биографии. Пора об отдыхе подумать, вернуться с неба на эту грешную землю. Супруга Людмила, с которой он уже живет в мире и согласии 42 года, родила дочь Светлану. Учительница истории следовала за мужем по гарнизонам и, учитывая его многомесячные командировки, испытала все «прелести» жены военного. Но это обстоятельство только закаляло их чувства – не успевали надоесть друг дружке. Светлана выросла незаметно, теперь она сама мама – воспитывает годовалую Софийку. Иван с Людмилой – желанные гости в ее брестской квартире, а новоиспеченный дедушка «отыгрывается» на внучке – безумно любит и балует малышку.

 

В свободное время Иван Антонович выбирается за грибами, с удочкой на речку либо в русскую баньку. Супруга к его возвращению готовит что-нибудь вкусненькое – за свою жизнь напробовался стряпни разных стран – от Полярного круга на Севере до юга Камбоджи, но блюда жены – самые восхитительные! А если вдруг взгрустнется – берет в руки фотоальбом, мысленно выжимает рычаг «шаг-газ» и отравляется в полет – в Акрополь, Тадж-Махал, Калькутту, на остров Крит, чтобы «прогуляться» по знакомым местам добрых воспоминаний…

 

 

 

Светлана КИСЛАЯ

Фото автора и из семейного архива

Опубликовано: 09:25 - 07.12.2020г.
Поделиться новостью