Законодатели внесут изменения в процедуру оформления европротокола

В Беларуси планируется повысить суммы ущерба в ДТП, оформляемых по европротоколу. Соответствующий документ находится на обсуждении в МВД и профильных ведомствах.

Разбор полетов

Европротокол – это процесс оформления ДТП без вызова на место сотрудников ГАИ. Все бумаги заполняют водители, ставшие участниками аварии. Виновник определяется на месте – по обоюдному согласию. От этого зависят последующие страховые выплаты.

Сам термин «европротокол» – неофициальный. Таким образом в народе прозвали извещение о ДТП, которое позже подается в страховую компанию. Подобный подход при мелких авариях отлично зарекомендовал себя в странах ЕС. Так и родилось название.

В Беларуси европротокол доступен с 2010 года. Наши водители оценили его по достоинству. Это удобно для всех: водителям не нужно ждать ГАИ, а самим инспекторам – тратить время на оформление мелких аварий.
Бланки европротокола – доступны. Их обычно выдает ваш агент при оформлении очередной автостраховки. Кроме того, нужные бумаги можно получить на АЗС, в почтовых отделениях и в любой страховой организации, осуществляющей обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев.

Дороже, еще дороже?

Впрочем, в процедуре есть и некоторые подводные камни. При ДТП водители должны тут же самостоятельно оценить ущерб, нанесенный автомобилям. И прикинуть, покроет ли их страховка.

Сейчас максимальный лимит ущерба по европротоколу составляет 800 евро – по курсу. Если в итоге он окажется выше, пострадавшая сторона «попадет на деньги». Страховка просто не покроет их убытки на ремонт и детали. Именно поэтому многие водители не рискуют разъезжаться без ГАИ.

Чтобы решить проблему, законодатели предложили увеличить сумму ущерба, которая будет возмещаться по европротоколу. Эту информацию еще зимой озвучил начальник главного управления ГАИ МВД РБ Виктор Ротченков. Теперь, когда проект поступил на обсуждение, названа конкретная цифра. К слову, в этом вопросе предложено отвязаться от курса евро.

Если нововведение вступит в силу, то максимальный ущерб по европротоколу поднимут до 150 базовых величин. Сегодня это 6,3 тысячи рублей или 1800 евро. То есть лимит вырастет более, чем в два раза.

Сторонники нововведения уверяют, что это повысит привлекательность европротокола в глазах водителей. Логично. Ведь риск, что страховка не покроет убытки, заметно снизится.

Все – по правилам

Помимо суммы ущерба, есть еще ряд обстоятельств, при которых можно оформлять европротокол. Их стоит учитывать! Если хоть одно из условий не выполняется, лучше вызвать ГАИ.

Итак, европротокол актуален, если:

– вред причинен только транспортным средствам (жизнь и здоровье участников ДТП, а также иное имущество не пострадали);

– в аварии повреждены только два транспортных средства (в том числе в случае остановки, вынужденной остановки, стоянки одного из них);

– оба водителя, участвующие в ДТП, имеют водительские права соответствующей категории. Исключение – инцидент, когда одна из машин не находилась в движении (ее водитель не обязан предъявлять права);

– на оба автомобиля оформлены действующие договоры обязательного страхования гражданской ответственности (так называемая обязательная страховка);

– участник ДТП не предъявляют претензий к состоянию друг друга (например, не находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения);

– у водителей нет разногласий по вопросу обстоятельств причинения вреда, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств.

Кстати

По данным Белорусского бюро по транспортному страхованию, за минувший год по европротоколу в республике было оформлено 44,5 тысячи ДТП. Это более 47 процентов от всего количества зафиксированных дорожных инцидентов. Для сравнения, в 2010 году, когда впервые заработала процедура, водители «разъехались» по европротоколу чуть более 500 раз. Тогда лимит ущерба составлял всего 200 евро.

Сергей ВОЛКОВ

Яндекс.Метрика