В Кобринском военно-историческом музее им. А.В. Суворова в качестве экспоната в сентябре выбрана картина брестского художника С.Казака «Александр Невский», сообщила Zarya.by старший научный сотрудник Кобринского военно-исторического музея им. А.В. Суворова Лилия Кирилюк.
Напомним, к юбилейной дате кобринский музей подготовил цикл выставок одного предмета «Экспонат для любопытных, или Из тайников музея». Каждый месяц устраивается новая выставка из собрания музея, где представлен раритет, который ранее никогда не выставлялся.
В сентябре посетителей ожидает встреча с историческим полотном известного брестского художника Сергея Казака «Александр Невский». Выбор экспоната был продиктован тем фактом, что в 2021 году исполняется 800 лет со дня рождения благоверного великого князя Александра Невского, одного из самых почитаемых святых, покровителя православной церкви.
В Беларуси, наряду с Россией, в течение года проходят торжества в честь этого важного события.
«К памяти святого князя на белорусской земле всегда относились с особым благоговением. В его честь освящено более 40 храмов. В Мстиславле, Кобрине и Марьиной Горке храмы имеют статус кафедрального, — рассказала Лилия Кирилюк. — Строительство кирпичного собора во имя Александра Невского в Кобрине было начато в 1864 году на месте погребения русских солдат, погибших в Кобринском бою, когда на территории Российской империи была одержана первая победа над армией Наполеона в ходе войны 1812 года. Храм также был призван увековечить память освобождения крестьян от крепостного права в 1861 году.
2 июля 2021 года по случаю празднования 800-летия со дня рождения Александра Невского ковчег со святыми мощами великого князя доставлен из России в Беларусь. За месяц пребывания в Беларуси ковчег с мощами посетил 15 городов. Святыне смогли поклониться жители Витебска, Полоцка, Новополоцка, Гродно, Бреста и других городов. В десятки храмов с утра до ночи шли тысячи и тысячи верующих на поклон к святому с молитвой, просьбой и благодарностью.
Об Александре Невском написано множество художественных книг и исторических произведений. Он стал главным героем пяти кинофильмов, самый известный из них — легендарная картина Сергея Эйзенштейна “Александр Невский” (1938).
В живописи Александра увековечили Михаил Нестеров и Павел Корин, портрет на центральной части триптиха которого стал “каноническим” образом полководца.
Картина, написанная Сергеем Казаком, поступила в фонды кобринского музея в 1988 году. Поясное изображение князя занимает все пространство картины. На ней полководец запечатлен в шлеме с бармицей, пластинчатом доспехе, с мечом, что подтверждает готовность Александра к битве в любой момент. На груди на цепочке висит православный крест. На плечи накинут красный плащ-корзно как символ княжеской власти. Его суровое лицо выражает спокойствие и уверенность.
Официальная канонизация Александра Русской православной церковью произошла в 1547 году на церковном соборе, но почитание князя началось намного раньше. Александр Невский, как и его дед, как и отец, с огромной верой и большим уважением относился к православию. Построил немало храмов, всячески содействовал укреплению политического союза церкви и государства. Отказавшись от принятия католичества, он вместе с тем сумел оградить православную веру от монголо–татарского влияния.
Большинство из нас олицетворяет Александра Невского с образом воина, полководца, одержавшего выдающиеся победы на поле брани. Разгромив шведов на реке Неве в 1240 году, князь и получил прозвище Невский. В знак победы над немецкими рыцарями на льду Чудского озера в 1242 году Александр был назван Храбрым. Не зря уже почти три века орденом Александра Невского награждают российских военачальников. Он был учрежден еще Екатериной I, возрожден в 1942 году в СССР, а в 1992 году вошел в число главных государственных наград новой России.
Биография Александра Невского тесно связана и с белорусской землей. Самым известным фактом связи Александра Невского с нашим краем является его брак со старшей дочерью полоцкого князя Брячислава — Параскевией, или Александрой, в 1239 году. Венчание проходило в Торопце. На венчание Параскевия взяла знаменитую икону Эфесской Божьей Матери, которую привезли в Полоцк из Святой Земли по велению святой Евфросинии Полоцкой уже после ее смерти. По преданию, эту икону написал сам евангелист Лука. Этот образ стал семейной святыней князя Александра и княгини Александры на всю их жизнь.
Известно, что периодически князь Александр отправлял супругу с детьми из опасного Новгорода в спокойный Витебск. В 1245 году старший сын Александра Василий вместе с матерью находился в Витебске. Князь Александр лично приехал в город, чтобы забрать их. В 2016 году в Витебске на площади Тысячелетия была установлена четырехметровая бронзовая скульптурная композиция, которая изображает именно ту самую встречу Александра Невского с семьей.
Вспомнить семью Невского бронзой в Витебске решили, потому что, по одной из версий, княжеский союз состоялся именно в местной церкви Благовещения. Пару там обвенчали. Еще бытует такая версия, якобы Александр как-то приезжал туда за супругой и за сыном после долгого похода. Некоторые краеведы считают, что это легенды, но есть и факт. Княжна была родом из Витебска — дочь Полоцкого и Витебского князя Брячислава Васильковича. Ее брак с русским полководцем способствовал объединению Витебска с Новгородом.
В 1240 году в знаменитой Невской битве особо отличился один из сподвижников князя — Яков Полочанин. Летопись упоминает его в числе шести храбрейших воинов дружины Александра Невского.
Произведения Сергея Казака, который является автором работы, находятся в музеях и галереях Бреста и Минска, а также в частных коллекциях Беларуси и зарубежья. В кобринском музее, помимо упомянутой работы хранятся две картины, посвященные Каменецкой башне, и полотно «А.В. Суворов», на которой полководец выглядит обреченным и изможденным. Он изображен в черном плаще, опирающимся на трость.
Сергей Казак родился в 1953 году в деревне Ревятичи Березовского района Брестской области. Окончил художественно-графический факультет Витебского педагогического института.
Работает в станковой живописи и графике, в жанрах портрета, пейзажа, натюрморта, композиции, в том числе и по исторической тематике.
На одной из персональных выставок в Бресте художник охарактеризовал свое творчество следующим образом: «Можно сказать, что я «всеядный» художник: рисую и пейзаж, и историческую композицию, и портрет, и натюрморт, создаю монументальные фрески. Но самая интересная для меня тема – историческая композиция, потому что это фантазия, легенда, которую нужно продумать детально – оружие, одежду, обстановку. Много рисую портреты: вижу современника в образе гетмана или шляхтича – изображаю в такой исторической канве».
В этой связи возникает вопрос: у кого из знакомых художник позаимствовал героические и возвышенные черты для своего Невского?!