Кисти в руки взяв
Возрасту деревни Огово, что находится в семи километрах от райцентра – города Иваново, можно позавидовать. Первое упоминание о ней историки относят к 1506 году. Наверняка, во все времена здесь жили творческие и предприимчивые люди. Мужчины-оговцы изготавливали сундуки для одежды. Разумеется, не только для себя, а и на продажу. Согласитесь, какой красивой ни была структура дерева, каждой женщине хотелось иметь оригинальный сундук, не похожий на соседский. Как этого добиться – формой, размером? Безусловно, но если добавить роспись, вещь заиграет.
Исследователи утверждают, что роспись по дереву, а заодно и по глине как не менее древнему материалу для посуды, появилась на белорусских землях в XV–XVII веках. Но традиционной стала гораздо позднее, примерно в XIX веке. Оговские женщины изобрели свой стиль – незатейливый, но милый сердцу. Такой же, как окружающая их природа – пышные цветы, умиляющая своей изумрудной зеленью трава, приятная свежесть полей и лугов. Как не увековечить такую красоту? Женщины, девушки и девочки брали в руки кисти и выводили на своих сундуках, которые в то время назывались куфрами, узоры –яркие, но ненапыщенные.
Исследователи белорусского народного творчества легко расшифровали язык оговской цветочной росписи. Букет символизирует добро, венок – вечность, мягкие, волнообразные линии – воду.
Оговский сундук расписывали по определенной схеме. С помощью старинной техники росписи – фляндровки – его делили на три части и каждую расписывали особо.
Невзирая на простоту и в то же время виртуозность росписи, она долгое время оставалась кустарной. И только в конце 70-х годов прошлого века ее заметили. Так, на Брестской сувенирной фабрике стали делать куферки, расписанные по-оговски. Вскоре мотивы полесской росписи распространились и на другие изделия – декоративные тарелки, кухонную утварь, деревянные игрушки, глиняные изделия и даже матрешки. Но мода капризна. Уже в 1990-х про уникальную роспись стали забывать. Она чуть было не канула в Лету.
Хранители традиций
В Ивановском районе умеют сохранять традиции предков, как правило, уникальные. В райцентре работает школа бондарства, благодаря которой современники знают, как выглядят деревянные бочки и ведра, ковшики и прочие предметы быта наших предков.
Председатель Ивановского райкома профсоюза работников культуры, информации, спорта и туризма Татьяна Остапук отмечает, что регион богат на талантливых людей, умеющих ценить историю.
– В нашем районе давно и основательно прописались фестивали, ставшие республиканскими брендами – «Мотальскія прысмакя», «Фальклёр без межаў» и другие, – рссказывает собеседница. – Оговская роспись возрождается благодаря усилиям работников культуры.
А почему бы и нет?!
Трудовой стаж Екатерины Игнатович невелик – всего четыре года, но ее имя уже прочно связано с возрождением древней традиции росписи по дереву и другим материалам.
Екатерина сама родом из Иваново. В детстве обожала рисовать и мама отдала ее в школу искусств, где девочка и поняла, что хочет превратить свое увлечение в профессию. Учеба в Гродненском колледже искусств протелела быстро и девушка вернулась на родину, где стала работать учителем рисования в школе искусств. А дальше вмешался его величество случай. Коллега из школы народного творчества ушла в декретный отпуск, Екатерине предложили ее заменить. «А почему бы и нет», – решила молодой педагог и занялась обучением детей народной росписи.
– Из всего многообразия этого направления мы занялись в том числе и оговской росписью, которая прельстила родными мотивами, простотой и в то же время оригинальностью, – отмечает Екатерина. – К тому же идея возрождения забытых народных промыслов всем пришлась по душе. Работаем над этим второй год. В прошлом работала со старшеклассницами, в этом учебном году набрала девочек 8-10 лет, и у нас всё получается.
Молодой педагог недавно давала мастер-класс по оговской росписи на международном фестивале «Фальклёр без межаў», представляла расписные сундуки на финальном этапе отбора участников на «Славянский базар».
…Растительные и геометрические мотивы в коричневых, голубых и зеленых тонах затейливой лентой вьются по сундуку, в котором наши прабабушки хранили лучшие свои наряды, сами того не подозревая, что изобретенной ими росписи суждено жить в веках.
Галина СТРОЦКАЯ, Ивановский район
Фото из архива Екатерины ИГНАТОВИЧ