С 2018 года в Барановичском государственном университете работает объединение по интересам детей дошкольного возраста «Университет для детей».
Идея создания на базе учреждения высшего образования объединения по интересам для дошкольников возникла более десяти лет назад у заведующего кафедрой дошкольного и начального образования Барановичского государственного университета, кандидата педагогических наук, доцента Натальи Дубешко. Осенью 2018 года «Университет для детей» впервые распахнул двери для юных воспитанников. С тех пор в течение каждого учебного года по субботам в БарГУ ждут детей в возрасте от 2 до 7 лет. В течение двух часов проводится три занятия по 30 минут каждое.
Как сообщила Наталья Григорьевна, профессорско-преподавательский состав кафедры совместно со студентами, обучающимися по специальностям «Дошкольное образование» и «Начальное образование», организуют игры-занятия по развитию речевого творчества, детскому фитнесу, коммуникативному английскому, робототехнике, детской кулинарии, художественному творчеству в арт-студии, развитию режиссёрских и операторских умений в мульт-студии, интеллектуальных способностей в шахматном клубе, исследовательской деятельности и познавательного интереса на экскурсиях в 3D-музей. «Преподаватели могут разрабатывать авторские методики развития, воспитания и обучения детей с самого раннего возраста, а студенты — попробовать себя в роли воспитателя, учителя. Если будет сложно, то рядом всегда находятся мудрые педагоги, которые помогут, подскажут и вовремя отойдут в сторону, предоставляя возможность будущим специалистам осваивать интересное и важное дело — «работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы» (цитата английского психолога, автора одноименной книги о воспитании детей дошкольного возраста Дженни Лешли)», — сказала она.
Занятия в «Университете для детей» организованы на базе Лаборатории педагогики детства, которая является структурным подразделением кафедры дошкольного и начального образования факультета педагогики и психологии БарГУ. Множество учебно-игровых и наглядных пособий, которые имеет в наличии лаборатория, позволяют сделать их продуктивными и разнообразными, при этом не перегружая детей.
При подготовке к занятиям преподаватели кафедры Наталья Фёдоровна Захарченя, Анастасия Николаевна Маскаленчик, Александра Сергеевна Подлесная, Маргарита Михайловна Шовгеня, Вера Николаевна Павловская используют собственные авторские разработки, а также эффективные методики сенсорного развития (М. Монтессори), обучения чтению (Н. Зайцев), математического развития (Г. Доман, З. Дьенеш), развития в раннем возрасте (Б. Никитин).
Самое главное, отмечает Наталья Дубешко, что дети не работают по учебникам и тетрадям, а обучаются, играя, ведь в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности — это игра: «Смена статичных и динамичных видов детской деятельности соответствует природе их физического и психического развития: три занятия проходят незаметно для ребят — сначала они занимаются такими видами деятельности, которые требуют сосредоточенности внимания и усидчивости, например, арифметика, робототехника, игра в шахматы, а потом — хореография, детский фитнес, на которых развиваются двигательные умения и физические качества. На каждом занятии их ждёт что-то новое, чего они не ожидают и не могут предугадать».
Так как «учеба» в «Университете для детей» проходит в игровой форме, с использованием занимательного материала, то дети не чувствуют, что их обучают, им кажется, что они сами впервые в мире делают новые открытия. «И это очень правильный подход, ведь, говоря словами Якуба Коласа, «только то знание делается нашим зрелым достоянием, когда мы приходим к нему, добываем его сами», — отмечает Наталья Дубешко. — Комплексный подход к обучению помогает каждому ребёнку развить внимание, память, мышление, логику, речь, мелкую и крупную моторику, координацию движений, ориентировку в пространстве; научиться читать, считать и раскрыть свой творческий потенциал с помощью рисования, лепки, аппликаций и других видов прикладного искусства. В течение занятия обязательно проводится спортивная разминка, динамическая или хореографическая пауза».
Занятия проводятся в малых группах, которые формируются с учётом возраста, имеющихся у детей умений и навыков. Это позволяет уделять достаточно внимания каждому ребёнку. Дети же благодаря такому подходу учатся социализироваться и взаимодействовать со сверстниками.
Также в «Университете для детей» проводятся занятия для подготовки старших дошкольников к школе — по обучению грамоте, ментальной арифметике и математике, коммуникативному английскому. А для младших школьников организованы занятия по визуальному программированию, техническому конструированию и робототехнике.
Преподаватели Лаборатории педагогики детства находятся в тесной связи с родителями малышей: проводятся индивидуальные консультации, собрания, творческие встречи, совместные праздники, для изучения интересов и запросов детей и пожеланий их родителей, на ее сайте проводится онлайн-опрос, организуются циклы вебинаров для родителей. Деятельность Лаборатории педагогики детства вызывает большой интерес не только у почётных гостей университета, в том числе зарубежных, и представителей других вузов, но и у учащихся старших классов, будущих абитуриентов, акцентирует Наталья Дубешко: «Мы будем очень рады, если в педагогическую профессию придут творческие, инициативные, а главное любящие детей молодые люди!»
Елена ЮРКЕВИЧ
Фото БарГУ