Трудовые отношения с обязанными лицами

С 1 января 2025 года Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» утратил силу. Его нормы, касающиеся трудоустройства граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные на содержание детей, отобранных у родителей в связи с нахождением в социально опасном положении (далее – обязанные лица), перенесены (с изменениями и дополнениями) в новую редакцию Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. №125-З «О занятости населения Республики Беларусь» (далее – Закон о занятости).

Неработающие обязанные лица, а также работающие, но не возмещающие в течение шести месяцев в полном объеме расходы, затраченные на содержание детей, помещенных на государственное обеспечение, подлежат трудоустройству в целях обеспечения выполнения ими обязанности по содержанию своих детей. Для этого судами выносятся судебные постановления о трудоустройстве. Трудоустройство обязанных лиц, в отношении которых вынесены судебные постановления о трудоустройстве, обеспечиваются управлениями по труду, занятости и социальной защите горрайисполкомов (далее – управления по труду).

Внесены изменения также и в порядок трудоустройства обязанных лиц, который в настоящее время осуществляется в соответствии с Положением о трудоустройстве родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, утвержденным постановлением Советом Министров Республики Беларусь от 24 марта 2025 г. №168 (далее – Положение о трудоустройстве).

Основные новации в порядке трудоустройства обязанных лиц по направлению управлений по труду:

— Отменен перечень организаций для трудоустройства обязанных лиц, утверждаемый областными исполнительными комитетами (в Брестской области соответствующее решение облисполкома принято 9.01.2025 г.). С 1 января 2025 января трудоустройство обязанных лиц по направлению управлений по труду осуществляется в счет брони приема обязанных лиц на работу, ежегодно устанавливаемой организациям всех форм собственности решениями горрайисполкомов.

На 2025 год в организациях Брестской области для приема на работу обязанных лиц забронировано 1526 мест.

— Прием на работу обязанного лица, в отношении которого вынесено судебное постановление о трудоустройстве, осуществляется на основании направления на работу, выданного управлением по труду, и в день явки обязанного лица в организацию. Причем в отношении данной категории граждан характеристики с предыдущих мест работы и разрешения на привлечение иностранной рабочей силы не требуются.

Согласно части 1 статьи 10.12. Кодекса Республики Беларусь от 6 января 2021 г. №91-З «Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» необоснованный отказ в приеме на работу обязанного лица, направленного управлением по труду, влечет административную ответственность в виде штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин.

— Направление на предварительный медицинский осмотр (при необходимости его проведения) осуществляется после оформления приема обязанного лица на работу и заключения с ним трудового договора. Контроль за прохождением данного медосмотра осуществляет наниматель совместно с отделом внутренних дел (далее – ОВД).

— Ежедневный контроль явки обязанных лиц на работу осуществляет также наниматель и ОВД, управления по труду из механизма ежедневного контроля исключены. Так, при установлении неуважительной причины неявки обязанного лица на работу (либо при невозможности ее установления) наниматель в день неявки обязанного лица обращается в ОВД с ходатайством об оказании содействия в обеспечении явки обязанного лица на работу.

Ежедневный контроль явки обязанных лиц на работу, информирование ОВД о прогуле, а также ежемесячное предоставление в ОВД и управления по труду информации об учете рабочего времени обязанных лиц и нарушениях, повлекших уменьшение их заработной платы, является обязанностью нанимателей, предусмотренной абзацами семнадцатым и восемнадцатым части первой статьи 35 Закона о занятости.

Согласно абзацу второму части второй пункта 9 Положения о трудоустройстве, наниматель не только устанавливает причину неявки обязанного лица, но и принимает меры по обеспечению его явки на работу.

— Увеличена продолжительность трудового отпуска и введено условие его предоставления, а именно: в случае отсутствия дисциплинарных взысканий основной трудовой отпуск предоставляется обязанному лицу в количестве, установленном статьей 155 Трудового кодекса Республики Беларусь (24 календарных дня, а при наличии инвалидности – 30 календарных дней), и сокращается до 7 календарных дней в случае, если на дату предоставления отпуска обязанное лицо имеет не снятое (не погашенное) дисциплинарное взыскание.

Кроме основного трудового отпуска вышеуказанной продолжительности обязанным лицам могут быть предоставлены социальные отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет. Иные виды трудовых и социальных отпусков обязанным лицам не представляются.

 Причины увольнения обязанных лиц дополнены следующими основаниями:

— достижение общеустановленного пенсионного возраста – при наличии права на пенсию;

— нахождение в розыске более 6 месяцев;

— депортация, высылка, проживание на территории иностранного государства.

Обязанные лица, трудоустроенные по судебному постановлению, не могут быть уволены до полного возмещения расходов за исключением вышеуказанных случаев, а также по причинам ликвидации организации, направления в места лишения свободы, лечебно-трудовые профилактории, призыва на военную службу, несоответствия состояния здоровья, совершения хищения по месту работы, смерти, восстановления работника, перевода к другому нанимателю (при согласии управления по труду).

— Упорядочен механизм привлечения к труду обязанных лиц, находящихся под административным арестом за уклонение от возмещения расходов. Для этого решениями горрайисполкомов, на территории которых имеются изоляторы временного содержания, определяются соответствующие организации. Организация труда обязанных лиц, привлеченных к административному взысканию в виде административного ареста, осуществляется ОВД совместно с нанимателями.

На 2025 год в Брестской области определена 61 организация (в т.ч. филиалы) для привлечения к труду обязанных лиц, находящихся под административным арестом.

На 1 мая 2025 года в Брестской области работало 1088 обязанных лиц, трудоустроенных управлениями по труду, в т.ч. 307 мужчин и 781 женщина. Из их заработной платы в счет погашения расходов на содержание детей, находящихся на гособеспечении, удерживается до 70%.

Комитет по труду, занятости и социальной защите Брестского облисполкома

Яндекс.Метрика