Я приобрела мобильный телефон. С момента покупки прошло 7 месяцев. В последнее время стали происходить сбои в его работе. Гарантийный срок на телефон установлен на один год. Я пыталась сдать телефон в магазин, но там его отказываются принимать, мотивируя тем, что он может быть отремонтирован в гарантийной мастерской. Имею ли я право сдать телефон обратно в магазин? Как мне поступить?
Отвечает адвокат юридической консультации Пинского района и города Пинска Елена ПОШЕЛЮК:
– Вам необходимо изначально обратиться к продавцу товара с письменной претензией.
Согласно ст. 20 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 года №90-З «О защите прав потребителей», в случае реализации товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, потребитель вправе по своему выбору потребовать:
– замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
– соразмерного уменьшения покупной цены товара;
– незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
– возмещение расходов по устранению недостатков товара;
– расторжения договора розничной купли-продажи и возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя, а в случае необходимости – провести проверку качества товара, в том числе с привлечением ремонтной организации. Продавец обязан проинформировать потребителя о его праве на участие в проведении проверки качества товара, а если такая проверка не может быть проведена незамедлительно, – также о месте и времени проведения проверки качества товара. Ремонтная организация при получении товара от продавца для проведения проверки качества товара обязана провести такую проверку в течение трех дней со дня получения товара.
При возникновении между потребителем и продавцом спора о наличии недостатков товара и причинах их возникновения продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. О месте и времени проведения экспертизы потребитель должен быть извещен в письменной форме.
Стоимость экспертизы оплачивается продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем). Если в результате проведенной экспертизы товара установлено, что недостатки товара отсутствуют или возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения, транспортировки товара или действий третьих лиц либо непреодолимой силы, потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю, поставщику, представителю) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку товара.
Потребитель вправе принять участие в проведении проверки качества и экспертизы товара лично или через своего представителя, оспорить заключение экспертизы товара в судебном порядке, а также при возникновении между потребителем и продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем) спора о наличии недостатков товара и причинах их возникновения провести экспертизу товара за свой счет.
В случае обнаружения существенного недостатка товара, по результатам проверки качества (экспертизы) продавец будет обязан вам заменить мобильный телефон или расторгнуть договор купли-продажи и вернуть вам деньги за телефон.