В эпоху потребления для каждого из нас, вне зависимости от наличности в кошельке, важно ощущение надежной защиты от возможного негатива, который в равной степени может ожидать за порогом и небольшого магазинчика у дома, и гипермаркета. Те же отрицательные эмоции порой оставляет посещение массовых торговых интернет-площадок. Как выстраивается алгоритм отстаивания законных прав потребителя, «Заре» рассказала заместитель начальника отдела организации торговли, общественного питания и услуг главного управления торговли и услуг Брестского облисполкома Ольга Михалко.
Чтобы не затягивать принятие решений по тому или иному вопросу, непосредственно касающемуся защиты прав потребителей, на уровне государства выработана четкая стратегия: исходя из специфики, обращаться непосредственно в соответствующие министерства. В частности, в Министерство жилищно-коммунального хозяйства, если речь идет о жилищно-коммунальных услугах, в Министерство транспорта и коммуникаций – по поводу перевозки пассажиров и грузов, в Министерство архитектуры и строительства – если касается услуг в области возведения жилья, в Министерство юстиции – риелторских услуг, в министерства образования и здравоохранения – соответствующего перечня платных услуг, в Государственный комитет по стандартизации – по качеству и безопасности товаров и так далее.
Действующая система выстроена таким образом, что общественная защита осуществляется с задействованием общественных объединений потребителей, судебная – судов по месту нарушения прав или по месту жительства потребителя.
– Мы всегда говорим: если вы считаете, что ваши права где-то в чем-то каким-то образом нарушены, в первую очередь необходимо обратиться непосредственно к субъекту хозяйствования, попросить книгу замечаний и предложений. Вместе с тем это не лишает законного права сразу обратиться по месту жительства в свой городской или районный исполнительный комитет. Там есть структурные подразделения торговли, экономики, где работают специалисты, которые ведут данное направление деятельности и рассматривают подобные обращения, – советует Ольга Михалко.
Сегодня к числу одного из наиболее задаваемых вопросов относится «Купили через интернет товар. Как нам найти субъект хозяйствования?». Подобное внимание к данной теме возникло не случайно. В обычном магазине представителя собственника – того же продавца либо администратора – можно найти, буквально переступив порог. У торговли в режиме онлайн свои отличительные особенности: так быстро, просто и легко связаться с должностным лицом получается не всегда.
– Приобретаемый через интернет товар в любом случае содержит определенные реквизиты. Чтобы узнать необходимую информацию, следует обращаться в орган, который регистрировал данный субъект хозяйствования: как правило, основные адреса регистрации приходятся на Минск. Важно, когда подобные запросы потребителей учитываются и торговыми интернет-площадками: некоторые из них на своих страничках уже указывают, что по вопросам защиты прав потребителей следует обращаться в тот или иной исполнительный комитет, – продолжает «ликбез» Ольга Михалко.
По ее словам, нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда при попытке связаться с интернет-магазином получить удается не сразу. При этом возникают волнение и нервозность, побуждающие поскорее браться за телефонную трубку и набирать телефонный номер, указанный на сайте Брестского облисполкома.
– Если субъект хозяйствования не выходит с вами на связь – пожалуйста, заходите в Государственную единую интегрированную республиканскую информационную систему учета и обработки обращений граждан и юридических лиц, выбирайте госорган и оставляйте обращение, – конкретизирует заместитель начальника отдела организации торговли, общественного питания и услуг главного управления торговли и услуг Брестского облисполкома.
Сможет ли со временем интернет-торговля если не задвинуть на второй план, то значительно потеснить позиции привычных магазинов – вопрос риторический. «По сути, это вопрос выбора и затрат различного плана – как предпочтительнее? Многие рассчитывают на экономию времени, уделяемого хождению по торговым точкам. Однако, с другой стороны, разве не тратится время на выбор покупки, просматривая гаджет, на то, чтобы забрать посылку, примерять обновку дома, а если не понравилось или не подошло – вернуть? Сегодня важнее то, что в плане гарантийных обязательств правила для всех одинаковы: в установленные сроки вернуть товар можно и в обычный, и в интернет-магазин, – акцентирует внимание Ольга Михалко. – Нельзя не отметить то, что в последнее время субъекты хозяйствования более досконально изучают национальное законодательство: в первую очередь Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей», внесенные в него изменения и дополнения. Все работают в правовом поле.
Евгений ЛИТВИНОВИЧ