На пути к трезвости: личные истории тех, кто победил алкогольную зависимость

Звонок с незнакомого номера ожил немного смущенным, но все же настойчивым мужским голосом: «Я расскажу свою историю, а вы уж сами решайте, стоит ли делиться ею с читателями». В итоге в журналистском блокноте появилась не одна, а сразу три истории, которые объединяла общая житейская беда. К счастью, для всех троих моих собеседников она не стала определяющей, хотя сложностей и проблем принесла немало.

История первая.

Иван:

– Мне 74 года, из которых 24 живу в абсолютной трезвости. Сегодня говорю об этом свободно и честно, стараясь донести до окружающих главную мысль: вырваться из цепких лап алкоголизма можно и нужно. Это непросто – осознать, что ты тяжело болен, что жизнь рушится именно из-за спиртного. Наверно, я был баловнем судьбы. Несмотря на то, что родился в непростые послевоенные годы, деревенское детство не было голодным. Окончив школу, поступил в Белорусский институт механизации сельского хозяйства. После окончания направили в крепкий колхоз. Хорошая должность, множество друзей, мужское братство с которыми скреплялось в теплых компаниях, подогретых алкоголем.

И сам не заметил, как втянулся, хотя к тому времени уже была семья, подрастали сын и дочь. Сказать по правде, даже не видел, как они росли: уходил засветло, возвращался поздно ночью на подпитии. Утром с больной головой спешил на работу. Да и какой из меня был работник? Появились проблемы, которые как по волшебству исчезали после первых ста грамм.

А однажды пьяным сел за руль, совершил тяжкую аварию. Слава Богу, все, в том числе и я, остались живы. Хотя это, на самом деле, было чудом! Наверно, тогда впервые задумался о том, что стою на краю пропасти. Не один раз обещал себе, семье, что завяжу с пьянками, но… Периоды запоя по-прежнему чередовались с короткими паузами трезвости. Полная беспросветность! В одну из таких минут отчаяния решил свести счеты с жизнью, которая уже не имела никакого смысла. Что удержало? Осознание, что это тяжкий грех. А еще – остатки совести и ответственность перед близкими, которым я и так принес столько страданий. Спасибо им, что не бросили, не отказались и стали опорой в борьбе с недугом.

Признаться, не один раз задумывался о популярной в то время кодировке, но тут услышал, что в Лунинце есть площадка «Жизнь» общества «Анонимные алкоголики». Ехал туда с надеждой и внутренним опасением: как-то оно все будет? Люди разных возрастов и профессий встретили просто и приветливо. Они улыбались! Они не видели во мне окончательно падшего человека! Они меня понимали и поддерживали. Благодаря им увидел другую жизнь. Именно здесь познакомился с методикой «12 шагов», уводящей от пагубной зависимости. Ездил в Лунинец каждую неделю. И все было хорошо. Но однажды навалилась куча проблем, нестерпимо захотелось выпить и забыть о них. Пошел в магазин, привычно купил бутылку и…

Я, правда, не знаю, что тогда удержало меня. Наверно, Бог, в которого уверовал. Со временем проблемы благополучно разрешились, утвердив в мысли, что самое сложное – не только выйти из пьяного омута, а жить в трезвости. Ведь окружающий нас социум не меняется. Вот мы и помогаем друг другу жить в новом для себя статусе. Сегодня утро у меня начинается с молитвы, зарядки и обливания холодной водой.

Несмотря на то, что давно прошел сложный период адаптации к трезвости, по-прежнему посещаю площадку «Жизнь». Делюсь, так сказать, опытом с новичками. И горжусь, что сохранил семью, радуюсь трем внукам и самой большой наградой считаю слова дочери: «Папа, ты у нас самый лучший!»

История вторая

Алексей:

– Впервые попробовал алкоголь лет в 14. У нас в деревне все пили – с горя, с радости и просто так. А мне тоже хотелось казаться взрослым. Вот и самоутверждался, чаще всего – через дешевое вино. Тем не менее окончил школу, училище, институт. Нашел хорошую работу. Женился. Общежитие с семьей получили. Все как у всех – живи да радуйся. А мне радость все чаще водка приносила, семья интересовала все меньше. С работы пришлось уйти. Подался в заработки. Разлука с родными еще более усугубила зависимость.

К тому времени построили в Лунинце кооперативную квартиру. Надо было ремонт делать. Деньги из России привозил неплохие, многое по строительству умел делать сам. Пойду, бывало, на новую квартиру, но вместо того, чтобы ремонт делать, спешу в магазин за бутылкой. Однажды стою в очереди за добавкой, деньги достал, а двое оболтусов за спиной высмотрели, что в кошельке их у меня немало. Подкараулили в темном месте…

Очнулся в больнице с проломленной головой. Врачи рассказали, что осколками поврежден мозг. В итоге – сложнейшая операция в областной больнице. Говорить, шевелить руками-ногами да и вообще жить учился заново. Сколько радости было, когда сделал первые шаги, смог сесть на велосипед! Мало-помалу восстановился. Спасибо родным – не бросили, а ведь мог остаться глубоким инвалидом.

Мне бы тогда осознать, что все мои горести и беды – от водки. Да какой алкоголик это признает? Словом, едва очухался, пьянки продолжились. Хорошая семья оказалась на грани распада. Дети выросли, дочка на доктора выучилась, сын замечательным человеком стал. А я, получается, ничего этого не оценил? Поехал по монастырям, кодироваться пробовал. К сожалению, безрезультатно.

По сарафанному радио узнал, что в Лунинце есть площадка «Жизнь». Пошел туда чисто из спортивного интереса. Меня очень дружелюбно приняли и уже на первом собрании помогли понять, насколько ущербно мое мышление. Да я и сам осознавал, что не заслуживают мои близкие бед, которые я им принес. Но главное, вокруг были люди, которые меня понимали и принимали таким, какой я есть. Они верили в меня.

В меня поверили и близкие: жена, теща очень стараются поддержать и сохранить семью. Но самое важное – стараюсь я сам. А еще – помогаю другим попавшим в беду. Опыт у меня пока не очень большой, но если он будет кому-то полезен, возблагодарю Бога. Ведь начать новую трезвую жизнь – большое, ни с чем не сравнимое счастье. А еще мне очень жаль, что до этого момента не дожили мои родители. Они очень переживали за меня, поэтому непреходящее чувство вины перед дорогими людьми останется в сердце до конца.

История третья

Вячеслав:

– Начну с того, что среди моих родных пьяниц нет. Нет совсем. И дед, прошедший фашистский концлагерь, и отец – трезвенники. Как получилось у меня пристраститься к алкоголю, даже не знаю. Может, засело в подсознании чувство, когда 16-летним впервые попробовал первач, после которого была полнейшая отключка? Так или иначе, в сознательном возрасте пьянками сопровождались все более-менее значимые события: получил хорошую должность – обмыть, купил новую машину – проставиться, родился ребенок (а их у меня четверо) – сам Бог велел… А потом просто были пьянки, в основном – в гаражах.

Звонит по вечерам мама, она живет в Гродненской области, а у меня каждый раз язык заплетается. Мама, моя терпеливая мама, и забила первой тревогу. Я уж и сам понимать стал, что это – предел. Кинулся в разные центры, а там требуют до двух недель полной трезвости. У меня на 8-ой день сумасшествие наступало. Узнал, что в Барановичах (сам-то живу в Ганцевичах) есть площадка «Пробуждение» общества «Анонимных алкоголиков», поехал туда. В Ляховичах искал единомышленников, но, так уж получилось, нашел их в Лунинце. Когда узнал, что площадка действует при православном храме, обратился к священнику, потому как по вероисповеданию я католик. Ксендз Славомир сказал, что Бог един и если человек нуждается в его помощи, то абсолютно нет разницы, в каком храме он ее получит. Это удивительно, но помещение, в котором мы сегодня проводим свои встречи, находится прямо под церковным алтарем.

Алкоголизм – не просто болезнь, это духовная дыра. Вырваться из нее не очень просто. Но в том-то и весь смысл, что на этом пути никогда не надо сдаваться. Сорвался, упал – поднимаешься и идешь дальше. Призрак алкоголизма еще будет какое-то время преследовать, но, поверьте, в итоге вы окажетесь сильнее. И программа «12 шагов», о которой расскажут вам в обществе «Анонимных алкоголиков», несомненно в этом поможет. Просто надо поэтапно и настойчиво ее выполнять.

Конечно, очень важна поддержка близких. Безмерно благодарен жене, ее любви и долготерпению, которые помогли мне вернуться к нормальной жизни. Замечательно, что в Лунинце параллельно с площадкой общества «Анонимных алкоголиков» действует общество созависимых. Мы их любовно называем «созиками». Как правило, это жены, чьи мужья попали в лапы «зеленого змия». Они вместе с нами налаживают здоровые взаимоотношения, учатся быть терпеливыми и мудрыми. Моя жена 9 лет назад стала активистом этого общества и в марте будет принимать участие во всебелорусской конференции «Ал-Анон» – есть такое содружество родственников и друзей алкоголиков, которые делятся друг с другом своим опытом, силой и надеждой.

Сегодня я совсем по-другому смотрю на жизнь. Радуюсь семье и своим талантливым детям. С поддержкой государства, а для многодетных семей она очень мощная, построили замечательный дом. В нем тепло, светло, уютно. В нем сегодня живет счастье.

Необходимое послесловие. Площадка «Жизнь» общества «Анонимные алкоголики» в Лунинце действует при храме в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Прежде чем решиться на беседы с авторами монологов, просила благословения у благочинного Лунинецкого округа, настоятеля храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», протоиерея Сергия Крышталя. Отец Сергий деятельное участие принимает в судьбе тех, кто приходит сюда за помощью, проводит встречи, участвует в заседаниях «круглых столов», других мероприятиях. Батюшка уверен, что даже если несколько человек с помощью Господа удастся удержать на краю пропасти и вернуть к здоровому образу жизни, это уже будет великим благом. Сегодня общество посещают около 30 человек.

Татьяна ВОЙТЕХОВСКАЯ

Яндекс.Метрика