В работе XIX открытой научно-практической конференции «С наукой – в жизнь», организованной Брестским областным лицеем имени П.М. Машерова, приняли участие представители двух десятков учреждений образования из Беларуси.
Как рассказал «Заре» директор лицея Геннадий Иванчин, конференция задумывалась для одновременной реализации сразу нескольких целей – таких как выявление талантливых учащихся, проявляющих интерес к научно-исследовательской деятельности, развитие у них ключевых компетенций посредством активного включения в такую деятельность. Впервые конференция прошла в 2005 году, свое название получила в 2011-м. За период существования в ее работе приняли участие более 1200 ребят из Брестской области, включая город над Бугом. Вместе с тем действующий принцип открытости – то есть, когда любое учреждение образования вне зависимости от своего адреса, получив соответствующее приглашение, отвечает согласием, – в буквальном смысле слова поспособствовал расширению географии участия.
– Конференция предполагает вручение сертификатов участников, дипломов трех степеней, памятных подарков от Ленинской районной города Бреста организации общественного объединения «Белая Русь». При этом участие важно не менее, чем победа, ведь конференция все эти годы продолжает оставаться интеллектуальной площадкой, где можно ознакомить с результатами собственных исследований и в то же время узнать, что делают, чем занимаются другие, найти что-то полезное для себя, – пояснил Геннадий Иванчин. – Сейчас к нам поступили предложения от наших партнеров – ордена Трудового Красного Знамени гимназии №50 города Минска, гимназии №1 имени академика Е.Ф. Карского города Гродно о заключении соглашений об устойчивом сотрудничестве, что подразумевает организацию и проведение ряда мероприятий – конференций, семинаров, круглых столов, а также совместных научных проектов между педагогами и учащимися. Эти соглашения будут подписаны в ближайшее время.
Руководитель секции обществоведения, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и экономики БрГУ имени А.С. Пушкина Павел Крусь отметил возрастающий интерес школьников не только к точным наукам, но и к учебным предметам социального характера. Об этом говорит многообразие представленных тем, таких как «Живая память поколений: ложь и правда», «Эмоциональный интеллект старшеклассников и его влияние на процесс социализации», «Философское кафе как средство морального развития учащихся», «Проблемы и перспективы использования нематериального культурного наследия в туризме», «Фейковые новости в современном медиапространстве» и другие.
– В классическом споре физиков и лириков точные и общественные науки не должны противопоставляться друг другу – и те и другие одинаково в равной степени важны и нужны. Дело в том, что самые главные проблемы современной цивилизации имеют отнюдь не технологический, а гуманитарный человеческий социальный характер. От того, в какой степени мы уделяем внимание познанию самого себя, зависит решение многих вопросов. А технологии, о которых сейчас так часто и много говорят, являются не более чем средством, инструментом. Поэтому в условиях вызовов и кризисов гуманитарное знание становится особенно ценным, и его значимость будет только повышаться, – пояснил Павел Павлович.
Также, по его мнению, неизменно важным, не теряющим актуальности остается укрепление плодотворного взаимодействия между учреждениями среднего образования и вузами. «Это является необходимым условием существования культуры, и наука, которая является ее неотъемлемой частью, предполагает со стороны взрослых в отношении начинающих исследователей школьного возраста определенное одобрение, оценку, анализ: нужно учить их мыслить критически, вести диалог, приводить доказательства. При этом опыт и возраст не всегда являются обязательными показателями успешности. Иногда совсем юные ребята могут удивить свежестью взгляда, необычным вопросом или подходом, а с учетом современных информационных технологий, имея доступ к соответствующим источникам, они получают возможность заниматься наукой фактически наравне со взрослыми», – резюмировал Павел Крусь.
К юбилейной двадцатой конференции по сложившей традиции планируется выпустить очередной сборник представленных материалов – обязательно в печатном, а не только в электронном варианте. Издание обещает быть внушительным, объемным, включающим 94 научно-исследовательские работы учащихся лицеев, гимназий, школ, а также университетов нашей страны.
Евгений ЛИТВИНОВИЧ Фото Брестского областного лицея имени П.М. Машерова