Как практический опыт ТУП «Домачево» поможет вывести качество обслуживания на высокий уровень

Для улучшения торгового обслуживания сельских жителей с выходом на качественно новый, более высокий уровень, одной из очередных мер может стать распространение в регионах практического опыта ТУП «Домачево». Такое мнение высказал по итогам ознакомления с его деятельностью депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от Брестского-Пограничного округа №4 Андрей Крупенькин.

За весь период существования названного объединения его статус менялся не единожды, в нынешнем – торгового унитарного предприятия – «Домачево» пребывает последнее десятилетие – с 15 января 2014 года. С этого же времени официально входит в структуру Брестского райпо. К настоящему моменту предприятие с полным правом может рассматриваться и как своего рода действующая учебная площадка, где можно получить необходимые знания по актуальной теме эффективной работы торговых объектов на селе – даже там, где количество проживающих не превышает нескольких десятков человек преимущественно пожилого возраста.

В приграничье, как и в целом по республике, данная тема продолжает оставаться актуальной: два главных вопроса – кадровый и экономический. Сегодня сложно подыскать продавца даже при неплохой зарплате и непосредственной близости к областному центру: в итоге некоторые по-современному оборудованные, отремонтированные и приспособленные под нынешние требования и запросы покупателей торговые «точки» системы Брестского облпотребсоюза остаются на замке, в том числе и в крупных сельских населенных пунктах: работать некому. В качестве вынужденной альтернативы приходится запускать автолавки, которые обслуживают местное население, регулярно курсируя по своим маршрутам в Лыщицком, Мотыкальском, Чернинском и других сельских советах Брестского района.

Но так происходит не везде: есть и похвальные исключения из правил, конкретные территории, где стационарные торговые «точки» действуют повсеместно, несмотря ни на какие неблагоприятные обстоятельства.

Высказанные позиции парламентария Андрея Крупенькина и руководителя ТУП «Домачево» Аллы Герасимчук полностью совпадают: людям даже в маленькой деревеньке на отшибе ни одна автолавка никогда не заменит магазин, куда можно прийти не только что-то приобрести, но и увидеться, пообщаться, узнать последние новости, обменяться мнениями. Эти возможности в комплексе и предоставляет ТУП «Домачево».

– Наше предприятие объединяет 28 магазинов, постоянно действующих в трех сельских советах Брестского района – Домачевском, Знаменском и Томашовском. Сегодня все эти торговые объекты функционируют, ни один из них не закрыт по причине отсутствия кадров. Ассортимент выдерживается, нерешаемых проблем нет. Работаем с прибылью, выполняя плановые задания: темп роста составил 107 процентов в сопоставимых ценах к прошлому году, – констатирует Алла Герасимчук.

Гордиться действительно есть чем: при реконструкции своих объектов торговли за собственные средства, регулярных внутрихозяйственных отчислениях в райпо тут умудряются оставаться в плюсе, не закрывая магазины, чья скромная ежемесячная выручка обычно не превышает считанные несколько тысяч рублей.

– Наши торговые объекты функционируют даже в деревнях, где проживают по тридцать или чуть более человек. Речь идет о таких малочисленных населенных пунктах, как Гута, Новосады, Липинки, Рудня, Селяхи, Харсы, поселок Лесной. И люди нам за это очень благодарны, – продолжает рассказывать Алла Геннадьевна.

Рентабельность по предприятию в целом обеспечивается успешными финансовыми результатами магазинов, которые располагаются в крупных сельских населенных пунктах. Однако это не единственный способ удерживаться на плаву. «Сейчас очень активно внедряем и пользуемся автоматизацией рабочих процессов, устанавливаем новые кассовые системы, позволяющие вести количественно-суммовой учет. То есть в любой момент можно узнать ситуацию по наличию товаров, их остатков по магазинам, параллельно осуществляется отчет по оборачиваемости – какие товары востребованы больше или меньше. Проще стало и проводить ревизию скоропортящихся товаров, их снятие с реализации, – поясняет Алла Герасимчук.

Мастерам продаж из ТУП «Домачево» кажется под силу продать зимой снег на Аляске: в частности, они с успехом реализуют сельчанам витаминную продукцию, традиционно произрастающую на огородах. Впрочем, при нынешних реалиях это вполне объяснимо: если тот же пожилой человек проживает один, то ему уже нет надобности тратить силы, здоровье и время на трудоемкую возню с «сотками».
– Раньше такого не было, – а я уже работаю больше 30 лет, – чтобы возили по деревням морковку, свёклу, лук, картофель, а сейчас это делаем круглогодично. Не каждый их выращивает сам, не всем нужны большие объемы заготовок, не у всех есть специально приспособленные помещения для длительного хранения овощей: быстрее и проще становится их купить по месту жительства. Поэтому люди приходят, приобретают. В этом году на постоянной основе, в частности, реализуем огурцы и помидоры, – раскрывает в подробностях особенности теперешней торговли на селе Алла Герасимчук.

Парламентарий Андрей Крупенькин в свою очередь затронул пока еще не потерявшую остроты тему порой ненадлежащего качества предлагаемых покупателю продуктов в сельских магазинах. Продавцы поясняют: необходимо соблюдать ассортиментный перечень, и то, что выкладывается на полки, не всегда покупается, залеживается. По мнению руководителя ТУП «Домачево», чтобы не доводить те же овощи и фрукты до состояния несвежести и испорченности, соответственно, и лишения покупательского спроса, следует учитывать разрешенные меры. «Для небольших магазинов в сельских населенных пунктах допускается, что ряд товаров ассортиментного перечня обязателен к наличию по заявкам. Эту возможность можно и нужно использовать», – считает Алла Геннадьевна.

По словам Андрея Крупенькина, сегодня на уровне парламента рассматриваются различные варианты содействия системе Белпотребкооперации, чтобы та не теряла своих финансово-экономических позиций при сохранении социальной нагрузки. ТУП «Домачево» получается работать эффективно с прибылью, сохраняя убыточные магазины. Так в чем же заключается секрет его успешности?

– В жесточайшей экономии, а еще – в переживании сердцем и душой за каждый торговый объект, покупателя и продавца, – резюмировала Алла Герасимчук.

Евгений ЛИТВИНОВИЧ

Яндекс.Метрика