Диалог эпох: педагоги разных поколений о путях развития системы образования

08.10.2025

Система образования непрерывно изменяется вместе с обществом и отражает те процессы, которые в нем происходят. С годами преобразовывалось отношение к педагогической профессии, восприятие образования родителями и детьми, но, кажется, неизменным оставалось одно: в эту профессию шли и продолжают идти люди, беззаветно преданные своему делу и горящие желанием учить детей не только наукам, но и прививать им важные человеческие качества. Во взглядах разных поколений педагогов отражается настоящее и будущее системы образования.

Александр АГЕЕВЕЦ, директор средней школы №20 г. Бреста имени Героя Советского Союза Д.М. Карбышева:


– На решение стать учителем повлиял жизненный путь моего деда. Владимир Флорович Бартош взял винтовку в руки в 16 лет, был связным партизанского отряда и после стал учителем в лесной школе. Привлек внимание полицаев и чудом избежал расстрела. Он всегда помнил, как учил в войну, и говорил, что все равно будущее за детьми, их всегда надо учить. Владимир Флорович мне рассказал эту историю, а я посчитал: почему бы и не попробовать поучительствовать? Мне, когда сам учился, нравились география и биология. Вот почему пошел в наш Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина на факультет естествознания, получил специальность «Учитель географии и биологии».

Будучи заместителем директора по учебной работе в гимназии №5 города Бреста, поступил в БрГТУ на «Промышленное и гражданское строительство». Руководствовался тем, что мужчина должен уметь что-то делать руками, иметь какую-то прикладную профессию. Шесть лет учился заочно и параллельно работал восемь лет в строительстве. Но, вероятно, учительство было мне все-таки ближе, и я вернулся в 2016 году в систему образования.
Тогда увидел, как школа шагнула вперед. Но самый значимый прыжок в образовательном процессе с инновациями, приложениями, телефонами, QR-кодами, дополненной реальностью произошел с 2019 года. Прогресс развивается: искусственный интеллект, новые технологии в графике, инженерные возможности. Всё это влияет на образовательное пространство, а вот в какую сторону – вопрос интересный. Если грамотно использовать плоды прогресса, можно серьезно изменить подход к образованию, заинтересовать ребенка, показать, что ты современный учитель.
Современная школа должна всегда быть на ступеньку, а лучше на две впереди родителей, впереди детей. Нельзя упускать новые технологии: и как показывает время, а также последние исследовательские работы учащихся, по старинке сейчас жить просто невозможно.

Школа учит детей. Но и воспитывать их мы тоже должны, сейчас это особенно актуально. А воспитание не может быть без образования – это основы развития человека и его любви к Родине. Пусть эта любовь начинается с семьи, потом – к городу, области, стране, но человек, который неравнодушен, – вот это самое главное, а знания в нашей «двадцатке» хорошие, мы в этом убеждаемся при поступлении выпускников. Наши дети в большинстве своем выбирают технические специальности.

Родители обязательно должны участвовать в образовательном процессе, должны быть активны, ведь поколение детей поменялось, они мыслят немного иначе, чем мы. Надо родителей тоже учить, чтобы можно было достучаться до детей. Важно доверие друг другу. Например, в нашей школе проводить различные соревнования в шестой школьный день, к участию которых привлекаем родителей: команда родителей против команды детей. Классные руководители приглашают родителей участвовать и в поездках. Так формируется связь с родителями, что помогает учителям и в учебной, и в воспитательной работе.

У нас проводится настоящая командная работа: учитель – ребенок – родитель, когда все вместе работают на результат, совершенствуются и вовлекаются в образовательный процесс как одно целое. Я думаю, в нашей школе удается достичь именно такой командной работы. Отсюда и наши положительные результаты.

Наши успехи по жизни были бы невозможны без педагогов, без учителей. Я считаю, что те, кто готов учить других, занимаются благородным делом. Да, это непросто, но за этим будущее, потому что через какое-то время появятся выпускники, результативные ученики, которые смогут с помощью учителя чего-то достичь. И тогда приходит понимание, что мы – педагоги – свою жизнь проживаем не просто так, а оставляем след в истории учреждений образования, в которых работаем, а может быть, и в истории образования Беларуси. Нужно дарить свои знания, отдавать себя образованию детей ради будущего. Так и делают учителя Брестчины.

За годы в учительской профессии для себя я сделал такой вывод: школа – это не застывшая масса, она постоянно развивается. Например, у нас в школе 87 педагогов, у каждого свой характер. Большинство из них – это классные руководители, которые прививают детям важные мысли, принципы, которыми и сами руководствуются в жизни.

Очень важно, чтобы наше образование шло в правильном созидательном русле. Педагог, который каждый день приходит в класс, вкладывает в образование ребенка не просто знания, но часть своей души. Нужно слушать и слышать ученика, а ученику – уважать учителя.

Виктория КАЛЛАУР, учитель белорусского языка и литературы средней школы №19 г. Бреста имени Героя Советского Союза С.И. Сикорского:


– Мой выбор в профессию был осознанным, рожденным из чувства глубокой благодарности. Я училась в небольшой деревенской школе, которая стала для меня особенным местом, – Каллауровичской СШ Пинского района. Это был мир, где не было места конвейеру, где каждый ребенок был на виду. Именно там я увидела, что такое настоящий индивидуальный подход: когда учитель видит не просто ученика, а личность.

Особое влияние на меня оказала моя учительница белорусского языка и литературы. Алла Михайловна Невдах не просто преподавала грамматику и литературу – вдыхала жизнь в каждое слово, в каждое произведение. Алла Михайловна смогла показать, что язык – это душа народа, его память и живая ткань, которая связывает поколения. Ее уроки были уроками человечности, красоты и уважения к своим корням. Именно тогда во мне родилось понимание, что учитель – это не просто профессия, а миссия. Я захотела так же, как и Алла Михайловна, нести свет знаний и быть тем человеком, который помогает детям открывать мир и самих себя. Так что детская мечта стала осознанным решением выбора профессии, выросшим из прекрасного примера.

Быть учителем для меня – значит быть не тем, кто просто выдает информацию, а тем, кто сопровождает ребенка в огромном мире знаний, поддерживает, задает правильные вопросы и помогает найти свои собственные ответы. Это искусство зажечь искру интереса и создать среду, в которой хочется расти.

Но реальность, конечно, многограннее любых представлений. Романтический образ «сеятеля разумного, доброго, вечного» сталкивается с ежедневной организационной работой, отчетами и иногда с непониманием. Но главная суть в том, что именно в этих трудностях профессия раскрывается по-настоящему. Преодоление таких вызовов вместе с детьми, маленькая победа над собой и сложной темой учебной программы – это и есть та самая настоящая учебная реальность.

Главная профессиональная сложность для молодого специалиста – это, пожалуй, формирование авторитета. Не формального, а того, который основан на уважении и доверии. Дети очень тонко чувствуют неуверенность. Здесь мне помогает честность: не стараюсь казаться всезнайкой, а предлагаю вместе искать решение сложных вопросов. Это, как ни странно, вызывает у ребят больше уважения, чем попытка создать идеальный образ.

Учитель не может и не должен быть другом в полном смысле этого слова, потому что на нем лежит ответственность за образовательный процесс и дисциплину. Однако между учителем и учеником должна быть связь, основанная на доверии и уважении.

Современные дети мыслят быстрее, клипово, они привыкли к мгновенному доступу к информации. В этом их главное отличие от моего школьного поколения: мы шли за знанием к учителю и находили ответы на вопросы в книгах, а они могут найти ответ за секунду. Но это и их слабость – им порой сложно концентрироваться на долгих задачах, анализировать, точно формулировать выводы. При этом в сути своей теперешние школьники точно такие же: так же ждут одобрения, так же переживают из-за неудач, так же ценят честность и справедливость. Они, возможно, более открыто выражают свое мнение и менее формальны. Задача учителя – направить их скоростное мышление в продуктивное русло, научить не просто находить информацию, а критически ее осмысливать.

К слову, посмотрела фильм «Классная» – это очень сильная и эмоциональная история, которая, безусловно, затрагивает важные темы: и конфликт поколений, и поиск своего места, и столкновение с суровой реальностью. В моих школьных буднях, к счастью, нет такой остроты. Школа – это больше повседневный, иногда рутинный, но очень важный труд. Однако этот белорусский фильм правдив в главном: он показывает, что за каждым учеником стоят своя история, свой мир, не всегда видимый с первого взгляда. И задача учителя – попытаться этот мир увидеть и понять. В этом смысле фильм стал для меня важным напоминанием о ценности эмпатии и терпения в нашей профессии.

Роман АНШИЦ, фото автора