Возбуждая исполнительное производство судебный исполнитель не предоставляет срок для добровольного исполнения если: исполнительный документ ранее находился на исполнении в органах принудительного исполнения и поступил повторно; срок исполнения исполнительного документа установлен судебным постановлением, решением иного уполномоченного органа (уполномоченного лица) или актом законодательства; исполнительный документ подлежит немедленному исполнению.
В остальных случает должнику предоставляется семидневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа, о чем указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства. Срок для добровольного исполнения исполнительного документа исчисляется со дня надлежащего извещения должника о возбуждении исполнительного производства.
Если в установленный законом срок для добровольного исполнения должник не погасит числящуюся за ним задолженность, то судебный исполнитель вынужден будет начать процедуру принудительного исполнения требований исполнительного документа.
При наступлении принудительной стадии исполнения исполнительного документа с должника помимо основного долга взыскивается принудительный сбор на основании постановления судебного исполнителя. Постановление судебного исполнителя о взыскании (удержании) с должника принудительного сбора является исполнительным документом.
В соответствии с абз. 9 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон), принудительный сбор – денежные средства, дополнительно взыскиваемые (удерживаемые) с должника на стадии принудительного исполнения исполнительного документа.
Однако есть случаи, при которых принудительный сбор не подлежит взысканию (удержанию). Согласно ч. 2 ст. 120 Закона к таким случаям относятся:
должник исполнил требование, содержащееся в исполнительном документе, до возбуждения исполнительного производства;
должник после возбуждения исполнительного производства исполнил требование, содержащееся в исполнительном документе, в срок для добровольного исполнения исполнительного документа, предоставленный судебным исполнителем должнику в соответствии со статьей 46 Закона;
судебное постановление, на основании которого выдан исполнительный документ, судебное постановление, являющееся исполнительным документом, решение иного уполномоченного органа (уполномоченного лица) отменены либо исполнительный документ признан утратившим силу;
взыскиваются (удерживаются) расходы по исполнению исполнительного документа и принудительный сбор;
задолженность по исполнительному производству о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, взыскана в результате обращения взыскания на заработную плату и приравненные к ней доходы должника;
исполнительное производство возбуждено на основании исполнительного документа о конфискации имущества, об обращении имущества в доход государства иным способом, об обеспечении иска, об обеспечении решения, не обращенного к немедленному исполнению, о наложении ареста на имущество должника – индивидуального предпринимателя, вынесенного в рамках дела о его экономической несостоятельности (банкротстве);
принудительный сбор оплачен солидарным должником.
Размер принудительного сбора в соответствии с ч. 3 ст. 120 Закона составляет:
по имущественным требованиям (т.е. о взыскании денежных средств) – 10% от суммы исполненного в пользу взыскателя требования или стоимости переданного взыскателю имущества, но не менее 50% от размера базовой величины, действующей на момент вынесения постановления о взыскании (удержании) принудительного сбора;
по требованиям, содержащимся в исполнительном документе, носящим неимущественный характер (например, о выселении), по каждому исполнительному документу с должника-гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, – 5 базовых величин, а с должника-юридического лица – 10 базовых величин.
Также в исполнительном производстве возможно применение медиативного соглашения, т.е. когда стороны приходят к решению спорных вопросов при помощи медиатора. И в случае заключения между взыскателем и должником мирового соглашения, утвержденного в установленном законодательством порядке, или медиативного соглашения при наличии оснований для взыскания принудительного сбора его размер составляет 50% от установленного ч. 3 ст. 120 Закона размера.
Принудительный сбор применяется как штрафная санкция с преобладающими признаками гражданско-правовой обязанности, возлагаемой в связи с уклонением должника от исполнения требований исполнительного документа в срок на добровольное исполнение, установленный судебным исполнителем. Таким образом, принудительный сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В целом, законодательное закрепление возможности добровольного исполнения обусловлено желанием государства сгладить отдельные социальные противоречия, повысить общественное правосознание, избежать затрат на принудительное исполнение. Однако положительный результат возможен только в случае позитивного отношения к исполнению решения и желания исполнить его должником. При отсутствии такого стремления единственным средством, обеспечивающим исполнение требований исполнительных документов, является применение санкций – в частности, взыскание принудительного сбора. Принудительный сбор носит воспитательно-профилактический характер, призванный предупреждать совершение новых правонарушений. Целью применения принудительного сбора является мотивация должников на добровольное исполнение обязанностей, определенное «нравственно-психологическое преобразование сознания» должника, вынужденного претерпевать материальные затраты.
Ксения ПЕЙЗА, судебный исполнитель отдела принудительного исполнения
Ленинского района г. Бреста
Оставить комментарий