Главная - Новости - Новости культуры - Сохранить себя: почему будет возрастать роль исконной национальной культуры

Сохранить себя: почему будет возрастать роль исконной национальной культуры

Сохранить себя: почему будет возрастать роль исконной национальной культуры

В современную эпоху глобализации, высоких скоростей и технологий роль исконной многовековой национальной культуры будет только возрастать.

 

В приоритете – традиции

 

На протяжении не одного десятилетия оппоненты действующей власти через подконтрольные интернет-ресурсы время от времени вновь и вновь задаются одним и тем же надуманным вопросом с прицелом на последующую критику: зачем в Беларуси по-прежнему, не меняя подходы, культуру села тянут в город – те же колядки и дожинки? Исходя из заданной неизменной установки, выдвигаются соответствующие, претендующие на логичность, предложения и предположения. Самое депрессивно-мрачное из них – местная народная сельская культура угнетает и подавляет городскую, не давая той полноценно развиваться. Поэтому якобы правильнее, если обе культуры – города и села – будут развиваться параллельно друг другу, не пересекаясь ни в каких точках потенциального соприкосновения. А еще лучше, если традиции прошлого попросту спишут на свалку в утиль или отправят на дальние полки пыльного чулана истории, или оставят потихоньку умирать на обочине теперешнего, живущего по новым принципам и законам бытия: уж такова безжалостная и беспристрастная природа без эмоционального прагматичного прогресса.

 

Между тем явственным диссонансом на фоне подобных рассуждений приходит четкое осознание: без своей родной аутентичной культуры нет и не будет ни Беларуси, ни белорусов. Поэтому, в частности, возрождение и сохранение культуры на селе было и остается одной из основных задач в Брестской области.

 

Важно отметить, что у нас есть кому их успешно реализовывать на практике. Так, по состоянию на нынешний 2022 год при учреждениях культуры области действует 438 коллективов, имеющих наименование «народный», «образцовый» и звание «Заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь», причем из общего количества 155 из них работают на базе клубных организаций, находящихся в сельской местности. Помимо этого, в семи домах фольклора Брестской области работают 62 фольклорных любительских коллектива художественного творчества и 20 аутентичных фольклорных коллективов.

 

В новых реалиях, как оказывается, компьютерные технологии и интернет могут и должны использоваться во благо. Культурное наследие прошлого в настоящем и будущем должно быть известно не только дома, но и за пределами малой и большой Родины, придавая дополнительную толику узнаваемости Беларуси внутри государственных границ и за рубежом. В подтверждение того, с начала года около 70-ти коллективов любительского творчества и отдельных исполнителей, работающих на базе сельских клубных организаций, приняли участие в международных мероприятиях онлайн-формата, о чем свидетельствуют более шестидесяти различных наград. Только за первый квартал нынешнего года шесть коллективов приграничья участвовали в международных онлайн-конкурсах, где завоевали 15 наград.

 

Проявленные личные усилия на данном направлении не остаются незамеченными – они отмечены со стороны государства. Для примера: только в прошлом году специальной премией Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства награжден Заслуженный любительский коллектив, образцовый театр «Капелька» Мирского СДК Барановичской районной клубной системы, а также заведующий Центра гончарства деревни Городная Столинской районной клубной системы Василий Козачок.

 

 

Синтез духовности и прогресса

 

Тему важности сохранения культуры предков невозможно искусственно отделить от истории родных мест.

 

Как отмечают историки, со второй половины XVII века и вплоть до Третьего раздела Речи Посполитой на белорусских землях осуществлялась политика полонизации, затем наступил период русификации, особенно усилившийся после восстания 1863 года, – со всеми соответствующими вытекающими последствиями. Во времена поздней Речи Посполитой, чтобы пробиться хотя бы на ступеньку вверх в более привилегированные слои общества и обрести в нем какой-то минимальный вес, белорусу требовалось знать польский язык и желательно называться поляком. Уже в составе Российской империи местные жители, соответственно, учили русский язык, законы, правила, в определенной степени становясь россиянами.

 

Настоящую независимость и суверенитет наш народ в политической форме признанной во всем мире Республики Беларусь обрел, по сути, всего три десятилетия назад. Обретение же духовного суверенитета является, процессом перманентным, продолжающимся. Духовный суверенитет означает, в первую очередь, уважение к самим себе, к своему народу, а таких оснований для собственного уважения у нас вполне достаточно. Причем именно духовный суверенитет, другими словами – твердая, четко очерченная самоидентификация всех граждан Беларуси с белорусским народом, его историей и культурой, позволит максимально широко использовать наше историко-культурное наследие.

 

В настоящий момент у нас есть свое белорусское государство со всеми полагающимися основными и дополнительными признаками, к которым относятся единство территории, законодательная деятельность, гражданство, налоговые сборы, публичная власть, язык (языки) общения, армия, национальная валюта, государственные символы. Вместе с тем, в немалой мере именно язык и культура – своя, давнишняя, аутентичная – от прадедов, делает всех нас, проживающих в разных уголках республики, белорусами.

 

Нельзя забывать и о том, что уважение к своей традиционной национальной культуре способствует ускорению процесса формирования исторического сознания. Еще менее двух веков назад мало кто уделял знания, силы и время тому, чтобы сохранять, углублять, пропагандировать среди белорусов историческую память. Недостаточное ее знание, вкупе с недостаточностью национального самосознания, позволило государствам-соседям приватизировать общее, в том числе и наше, историческое наследие. Но сейчас наступает момент, когда при апеллировании к той же национальной культуре можно и нужно восполнить данный пробел.

 

Пока же признаем: наиболее эффективным и жизненно способным вариантом сохранения и популяризации белорусской культуры является двойной или, вернее, сдвоенный – в органичном и гармоничном сочетании сельских и городских элементов.

 

Немного статистики в тему. Сегодня в Брестской области разработана система проведения региональных брендовых мероприятий, количество которых уже превышает полсотни, причем основная их часть проводится в сельской местности. Всего же в приграничье получили постоянную прописку и стали традиционными свыше двадцати областных праздников и фестивалей-конкурсов любительского творчества по различным жанровым направлениям. Вне зависимости от адреса проведения, характера – будь то мероприятие выездное или местное – в нем всегда в той или иной мере присутствуют фрагменты традиционной народной культуры.

 

Белорусское государство при всех достигнутых успехах в промышленности и сфере IT продолжает оставаться аграрным, крестьянским по духу. Отсюда и неизбежность вывода о неизбежности фатальных последствий в случае принятия решения полностью порвать с прошлым, избавиться от своих исторических и культурных корней: что кому-то на радость, нам однозначно – на погибель.

 

Совсем не случайно в последнее время Брестская область придерживается региональной стратегии проведения «Дожинок» в относительно небольших населенных пунктах. Синтез духовности села и прогресса города является идеальным сочетанием для наиболее устойчивого развития всей страны в целом и каждого ее региона в отдельности, что проще и легче реализовать в средних и малых городах, чьи перспективы в соответствующих статусах, включая райцентры-спутники, уже по факту являются значимым приоритетом для Беларуси.

 

…На самом деле первостепенно важно не просто записать оставленное неутраченное на пленку или «цифру», разложить по полочкам, чтобы в определенные моменты транслировать по телевидению, радио, использовать в качестве информационных поводов для очередных газетных материалов. Главное – сохранить для себя и будущих поколений эту неразрывную живую связь с историко-культурным наследием предков. Потому и колядки вполне уместны за пределами сельской околицы, а дожинки – не только на крестьянском поле.

 

Евгений ЛИТВИНОВИЧ

Фото Александра ШУЛЬГАЧА

Яндекс.Метрика