Главная - Новости - Главные новости - Актриса Брестского театра Александра Асторина

Актриса Брестского театра Александра Асторина

Актриса Брестского театра Александра Асторина

Характерная актриса, мастер сценичной детали, гротеска и эпизода – писали о ней критики, а в Брестском театре называли нежно – мама. К ней, заслуженной артистке БССР, сыгравшей десятки ролей, депутату Брестского городского совета и просто женщине, прожившей свою долгую, земную жизнь, всегда можно было обратиться за помощью, добрым словом и мудрым советом.

 

Любимым воспоминанием Александры Павловны из прошлого, был ее театральный дебют.

 

– Первая роль – жена Луки Лукича в спектакле «Ревизор», –рассказывала актриса. – За два дня подготовила, а роль ведь со словами. Наконец спектакль. Выхожу на сцену, кланяюсь и сажусь в кресло. Однако, что такое?! Исполнители трясутся от беззвучного смеха, некоторые повернулись спиной к зрителям и хохочут во весь голос. Актер, игравший Городничего, не может говорить, во рту у него что-то булькает. Ну, я выпалила свой текст и покинула сцену. За кулисами меня ждал режиссер Сергей Петрович Бородин. Как он меня ругал, как разносил! Я убежала из театра, топиться хотела. А дело было вот в чем. Гримироваться я не умела. Парикмахер спрашивает: «Вы актриса или сотрудница?». Отвечаю: «Актриса!». Он и ушел. Актер ведь сам должен гримироваться. Я и разрисовалась. Вид у меня был по-настоящему трагикомичный. Так и прошел мой дебют в театре.

 

Через несколько дней, когда страсти улеглись, начинающая актриса сыграла Поленьку в «Доходном месте». На память об этой роли Асторина хранила рецензию из газеты «Коммунистическая жизнь» за 9 марта 1919 года: «В пьесе впервые выступила в ответственной роли Поленьки молодая артистка Асторина. Ее милая игра, ее непосредственность, верно подмеченные и правильно, с большим пониманием внесенные в образ черты характера, воспитания и быта, мещанского быта, где росла Поленька, заставляют предусматривать у артистки большие возможности и талант».

 

 

Но талант только основа. Осознав это в самом начале творческого пути, актриса постоянно, упорно и настойчиво работала над собой. Владеть голосом, мимикой, создавать образы училась в составе небольших трупп фронтовых красноармейских театров. После окончания гражданской войны оттачивала мастерство на сценах именитых театров Москвы, Костромы, Орла, Липецка, Рязани, Оренбурга. Она играла в спектаклях с такими мэтрами сцены, как Вера Пашенная, Мария Блюменталь-Тамарина, Мария Бабанова, Анатолий Кторов, Владимир Хенкин. Уроки речи ей давал сам Владимир Давыдов, исполнительской технике учил Роберт Адельгейм, мастерству актера – Николай Попов.

 

В 1936 – 1940 годах Александра Асторина артистка Воронежского молодого театра. Здесь, в великолепно сыгранных ею ролях Кабанихи в пьесе Александра Островского «Гроза», Хлестовой в пьесе Александра Грибоедова «Горе от ума», в полной мере раскрылся тот самый талант, увиденный первым зрителем еще в 1919-м. В Воронеже ее застает начало Великой Отечественной войны. Александра Павловна подает заявление с просьбой направить ее на фронт медицинской сестрой, но по состоянию здоровья не проходит медицинскую комиссию. Тогда Асторина, как в молодости, становится артисткой подвижной концертной бригады. Она выступает перед бойцами на фронте, в госпиталях, перед рабочими заводов, фабрик и колхозниками. Искусство – ее оружие и вклад в общую победу над врагом.

 

В 1949-м Александру Асторину приглашают в Брестский драматический театр имени Ленинского комсомола Белоруссии сыграть в пьесе «Московский характер». Приехав в Брест ради одной роли, осталась здесь навсегда. Она полюбила и театр, и тогда еще не большой, но уютный, красивый город. Это была, как не раз признавалась артистка, любовь с первого взгляда. За 24 года работы в Бресте Александра Павловна Асторина создала достойный ряд ярких сценических образов. Это Аглая в пьесе Сергея Михалкова «Раки», Горностаева в «Любовь Яровая» Константина Тренева, Барбара в «Миссурийском вальсе» Николая Погодина, Дарья в «Стряпухе» Анатолия Софронова, Акулина и Манефа в пьесах «Женитьба Бальзаминова», «На всякого мудреца довольно простоты» Александра Островского, Мерчуткина по пьесе «Юбилей» Антона Чехова и многие-многие другие.

 

Зрители, видевшие ее работы, говорили, что она не играла роли, она ими жила. Часто, и всегда как о большом мастере сцены писала об актрисе Асториной пресса. «Большой удачей спектакля является образ свахи Красавиной в сочном и ярком исполнении Асториной. Артистка вдумчиво подошла к созданию этого замечательного образа. Ее Красавина – плоть от плоти, кровь от крови – человек «темного царства». За ее добродушием видна расчетливость, за ее внешней добротой – хищник, за ее «культурой» и вежливостью – страшное невежество. В созданном артисткой образе органически сочетается использование богатейших традиций классического театра с новым, современным пониманием и отношением к образу», – читаем в рецензии на постановку спектакля «Женитьба Бальзаминова», опубликованной на страницах областной газеты «Заря» в № 245 за 14 декабря 1957 года.

 

«Неутомимый энтузиаст сцены», как ее называли коллеги, Асторина и сама ставила спектакли: «Три сестры» по пьесе Антона Чехова (1956), «Поздняя любовь» по пьесе Александра Островского (1963). А в 1963 году Александра Павловна из драматических актеров создала группу кукольников, составивших через пять лет основу профессионального Брестского областного театра кукол, на сцене которого она также осуществила ряд постановок.

 

Богатейший архив документов творческой деятельности актрисы, состоящий из афиш и программ спектаклей с ее участием, фотографий в ролях и сценах из спектаклей, рукописей актрисы, статей, рецензий, сегодня хранится в Белорусском архиве-музее литературы и искусства. Интересные факты о жизни и творчестве Александры Асториной можно прочесть и в книге Константина Перепелицы «Галера святых и грешных…: Воспоминания».

Яндекс.Метрика