Координационные советы как параллельные миры

Сформированный в августе штабом Светланы Тихановской так называемый координационный Совет «для процесса передачи власти и обеспечения согласия в обществе, а также для защиты и суверенитета Республики Беларусь», координационный совет, по сути, так и не успел приступить к полномасштабной работе. Генеральная прокуратура, возбудив соответствующее уголовное дело по статье 361 УК, на сей счет вынесла однозначный вердикт: создание и деятельность координационного совета направлены на захват государственной власти, а также на причинение вреда национальной безопасности, формирование подобных органов законодательством не предусмотрено, следовательно, их деятельность является неконституционной.

 

Казалось бы, точка окончательно поставлена, и вдруг на днях писательница Светлана Алексиевич в интервью немецкому журналу Der Spiegel сообщает столь же неожиданное известие: в Беларуси создан новый координационный совет оппозиции, однако, имена его представителей держатся в тайне для обеспечения их безопасности.

 

Еще не забыто: в упомянутый совет принимали повально-поголовно, десятками, практически каждого желающего – лишь бы он публично выражал свою нелояльность к политике официального Минска. В том, что в новоявленные координаторы записывались как известные, так и мало кому знакомые лица, нет ничего удивительного: почему бы и не заседать, выступать с заявлениями, поиграть во «взрослую» политику, если это приносит определенные дивиденды и тем или иным образом поощряется? Однако в итоге идея фикс развалилась карточным домиком: часть граждан заявила о выходе из состава совета и несогласии с его программой действий, некоторые эмигрировали, а кто-то остался в ожидании суда… И тут впору задаться резонным вопросом: зачем же по-новой наступать на те же самые грабли и набивать очередные шишки на том же самом пострадавшем лбу?

 

Делая такие громкие, претендующие на сенсационность заявления, писательница Алексиевич вряд ли ставила главными целями пиар или хайп. Главная мотивация поступка разглашения «конспирологической тайны» – заверить, что, координационный совет, несмотря ни на какие сложности и препятствия, все-таки продолжает существовать, а, значит, имеет право на признание его легитимности Западом.

 

Столь же трудно было предположить и последовавшее вскоре продолжение этой истории: спустя всего несколько часов после сказанного Светлана Алексиевич назвала свои же слова чушью и неправдой. По мнению политолога Юрия Воскресенского, за озвученными самопротиворечиями кроется междоусобная борьба среди тех, кто сам себя выдвинул на первые роли: «Самоназначенные лидеры жестко борются за власть и влияние, плодя и дробя некогда единое движение сторонников перемен. Действия руководителей оппозиции по расколу и политической атомизации деморализуют сторонников демократических сил и негативным образом влияют на политический ландшафт. А призывы к разнообразным санкциям подрывают доверие части общества к оппозиционным структурам, что также сказывается на их рейтингах и влиянии. Все это, наряду с жесткой позицией по вопросу диалога с властью, приведет в перспективе к политической маргинализации и тотальной делегитимизации оппозиционных групп».

 

Очевидно, что борьба за портфели в таких марионеточных псевдовластных структурах, создаваемых исключительно как такая же псевдоальтернатива действующей власти, будет продолжена, причем на более широком фронте. Недавно небезызвестный Павел Латушко не исключил возможность создания еще и параллельного правительства Беларуси, которое будет издавать законы для белорусов, находясь при этом за рубежом. Эта инициатива, честно говоря, не может не вызывать удивления: зачем снова изобретать велосипед, дублируя то, что уже есть? Речь идет о Раде БНР, с 1919 года и по сей день имитирующей активную деятельность за рубежом. Возможно, там она и приобрела некоторый вес и влияние на соотечественников, но не здесь. Обосновавшаяся за многие тысячи километров, существующая, по сути, сама по себе, во всех смыслах давно оторванная от исторической родины, за все эти десятилетия она так и не обрела ни настоящей народной поддержки, ни серьезной политической силы. Неужели участь последователей своей хрестоматийной предтечи будет иной?

 

Историю при всем желании нельзя обмануть: во все времена правительства в эмиграции никогда не обладали достаточной полнотой власти и с ними никогда не считались должным образом. Ближайший пример тому – соседняя Польша. В период Второй мировой войны принудить советское руководство фактически признать в стране власть эмиграционного правительства в Лондоне, обеспечить легализацию «подпольного государства», проявить его полный суверенитет в границах на Востоке 1939 года и независимость от СССР – этот масштабный план был обречен на провал с самого начала. Рузвельт и Черчилль признали, что вся Польша станет зоной военно-оперативных действий Красной Армии. Что же касается получения довоенных границ Польши на востоке, то эта тема на переговорах руководителей трех союзных держав даже не поднималась. Немногими признанное и не имеющее реальной власти правительство Польши в изгнании просуществовало до падения социалистического лагеря в Европе…

 

Пока остается констатировать: кандидатура наиболее подходящего для Запада главы белорусского государства – то есть лишенного какой-либо самостоятельности в проведении внешней и внутренней политики, а потому беспрекословного и исполнительного – уже определена и одобрена, на очереди – оформление столь же послушных, не отстаивающих национальных и народных интересов институтов-ширм.  И вот тут зарубежью в качестве верных надежных союзников потенциально сгодятся как реанимируемый со слов Алексиевич «внутренний» координационный совет, так и внешнее альтернативное правительство Беларуси за границей, анонсируемое Латушко.          

 

Столкнутся ли лоб в лоб в борьбе за известность, внимание, поддержку и авторитет интересы двух конкурирующих прозападных околополитических виртуальных структур – вопрос, до которого нет дела никому, кроме них самих. А пока сделанные выводы просты: точно так же, как по законам геометрии параллельные линии не пересекаются, нет никаких точек соприкосновения и пересечения с реальной белорусской жизнью ни у «тайного» Координационного совета, ни у эфемерного очередного эмигрантского правительства Беларуси за рубежом. Если и суждено таковым когда-либо существовать, то разве что в неких параллельных мирах и пространствах, никоим боком не затрагивающим привычные уклад и быт простых белорусов.

 

Глеб МАЙСКИЙ

Опубликовано: 02:00 - 25.11.2020г.
Поделиться новостью