Какими правами обладает потребитель при совершении покупки в интернет-магазине или через социальные сети? На вопрос читателя Zarya.by ответил начальник главного управления торговли и услуг Брестского облисполкома Валерий Мацкевич.
– Отношения между продавцами и потребителями, в том числе в сфере интернет-торговли, регулируются Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 г. №90-З «О защите прав потребителей» и Правилами продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. №31.
Согласно действующему законодательству субъект торговли вправе осуществлять розничную торговлю с использованием сети интернет только через интернет-магазины, зарегистрированные в Торговом реестре Республики Беларусь, и с использованием доменного имени, право на администрирование которого получено субъектом торговли в установленном порядке. Товары, приобретенные в интернет-магазинах, подлежат обмену и возврату на общих основаниях, в рамках Закона о защите прав потребителей.
Социальные сети, как правило, созданы без использования информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети интернет, размещенных на территории Беларуси, а их владельцы и (или) управляющие компании не являются резидентами Республики Беларусь. В соответствии с приведенными нормами законодательства реализация товара через социальные сети запрещена юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. В случае если продавцом товара в социальных сетях выступает физическое лицо, то действие закона на данные правоотношения не распространяется. Споры, вытекающие из отношений между физическими лицами, разрешаются в судебном порядке.