Изменения в работе нотариата и нотариальной деятельности

Основной задачей нотариата является обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, государственных интересов путем совершения  нотариальных действий. Любые изменения в нотариальной деятельности направлены на доступность и качественность юридического обслуживания населения.

 

3 января 2021 года вступят в силу изменения в Закон Республики Беларусь от 18.07.2004 г. «О нотариате и нотариальной деятельности». Остановлюсь только на некоторых изменениях, которые в ступят в силу с нового года.  

 

На сегодняшний день удостоверение договоров отчуждения недвижимого имущества производится нотариусом нотариального округа, в пределах которого расположено недвижимое имущество. А это значит, что если объект недвижимого имущества находится на территории, например, Брестской области, то для удостоверения договора отчуждения данного объекта недвижимого имущества необходимо обращаться к любому нотариусу Брестского нотариального округа. С 3 января 2021 года исключается данный территориальный принцип удостоверения сделок с недвижимым имуществом, а это означает, что для удостоверения, например, договора дарения квартиры, находящейся в городе Бресте, не обязательно обращаться к нотариусу Брестского нотариального округа, а можно обратиться к любому нотариусу Республики Беларусь. Таким образом, улучшается доступность нотариата для граждан и юридических лиц.

 

Хотелось бы отметить изменения, которые напрямую связаны с качеством юридического обслуживания населения. Так, с 3 января 2021 года уполномоченные должностные лица местных исполнительных и распорядительных органов не будут нотариально удостоверять согласия, доверенности и завещания. На сегодняшний день полномочиями по удостоверению завещаний, согласий и доверенностей наряду с нотариусом наделены  уполномоченные должностные лица местных исполнительных и распорядительных органов. Но хотелось бы отметить, что данные документы имеют важное юридическое значение и влекут разного рода правовые последствия для заинтересованных в их оформлении лиц. Правильно будет, чтобы эти документы удостоверяли лица, имеющие определенное образование, опыт работы с такими документами, да и в целом, чаще на практике работающие с ними. Как правило, уполномоченные должностные лица местных исполнительных и распорядительных органов не имеют юридического образования, а также опыта работы по юридической специальности. Наверное, и не могут уполномоченные должностные лица местных исполнительных и распорядительных органов иметь большой опыт в удостоверении завещаний или доверенностей, так как это не является их основной деятельностью. Что касается нотариуса, то он должен быть профессионалом в своем деле. Не зря закон предъявляет к нему определенные требования.

 

Так, нотариусом в Республике Беларусь может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, прошедший профессиональную стажировку в качестве стажера, сдавший квалифицированный экзамен, получивший свидетельство на осуществление нотариальной деятельности, отвечающий иным требованиям законодательства. Нотариус даст грамотную консультацию, окажет квалифицированную помощь при оформлении завещания либо доверенности. А грамотно и правильно оформленный документ позволит в будущем избежать непредвиденных вопросов.

 

 Многим может показаться, что данное изменение принесет существенные неудобства для сельского населения. Но на нотариальном обслуживании сельского населения данное изменение никак не отразится. Нотариальное обслуживание этой категории граждан будет обеспечиваться посредством выездов нотариусов в сельские населенные пункты с учетом потребности населения.

 

 

          Марина РУБАНИК, нотариус Брестского нотариального округа

Опубликовано: 04:28 - 27.11.2020г.
Поделиться новостью