Защитник Брестской крепости Федор Дубинин: письма войны

30.10.2021

Красноармейские письма – документы особого рода. Всю войну они невидимой нитью связывали ушедших на фронт бойцов с родными. Иногда лишь несколько слов или пара строк значили очень многое…

 

В фондах мемориала «Брестская крепость-герой» хранится коллекция писем участника боев в районе г. Бреста Федора Дубинина. Он отправлял их родным в Пермский край из довоенного Бреста, где проходил срочную службу, а с началом войны – из действующей армии. Пожелтевшие потертые листки – это летопись его жизни и одновременно летопись событий, свидетелем и участником которых он был.

 

Родился Федор Федорович в 1917 году на станции Калино Чусовского района Пермской области. В 1940 г. окончил физико-математический факультет Пермского педагогического института и был призван в ряды Красной Армии. Для прохождения срочной службы направлен в 140-й отдельный инженерный батальон, который размещался в Цитадели Брестской крепости. В 1941 году на основе 140-го инженерного батальона был сформирован 33-й отдельный инженерный полк. Прослужив всего лишь месяц, был переведен и зачислен курсантом-красноармейцем в радиоотделение взвода управления 1-й учебной батареи 1-го дивизиона 131-го артиллерийского полка. Дивизион располагался в казарме полка, на берегу реки Буг, между крепостью и железнодорожным мостом перегона Брест – Тересполь.

 

 

В письмах домой красноармеец Дубинин по-учительски обстоятельно рассказывал о своей службе. «Чему должны мы как связисты научиться в январе? По телефонно,- светосигнализации – …научиться практически обслуживать и использовать телефонный аппарат в бою. Научиться четко и уверенно передавать и принимать все буквы и азбуку Морзе на светосигнальном аппарате» (из письма 01.01.1941 г.).

 

В то время артиллерия полка была на конной тяге, поэтому лошадям уделялось особое внимание. Федор писал родным о боевом друге – коне по кличке Назир, которого чистить, кормить и тренировать нужно было каждый день. Заниматься и работать приходилось с утра до вечера, свободного времени практически не было. Учения проходили в любую погоду, в любое время дня и ночи. «Этот раз стреляли ночью – эффект был поразительный, снаряды описывали траектории, путь которых можно было наблюдать по жужжанию и свисту, разрывались вблизи от нас… в виде огненных конусообразных столбов». Так образно в последнем письме из довоенного Бреста в июне 1941 года Федор описывал артиллерийские стрельбы, в которых принимал участие.

 

 

Вот каким Федор Дубинин, рядовой 131-го артполка, запомнил утро 22 июня 1941 года:

 

«В 4 часу еще было темновато, я проснулся под сильный шум, треск и свист орудийных снарядов, два снаряда пробили нашу комнату – понял, что немцы. В помещении уже никого не было, кроме моего соседа, с которым мы встретились на полу… Я надел гимнастерку, брюки и сапоги, взял карабин, сломал патронный ящик и набил патронами полную сумку от противогаза… Зарядил карабин и машинально выстрелил в дыру (в стене пробитую артиллерийским снарядом), в ответ – пустили две очереди из пулемета».

 

 

 

 

По воспоминаниям ветеранов, в случае начала войны 1-й дивизион 131-го артполка должен был прикрывать выход частей гарнизона из крепости. Однако выполнить задачу оказалось невозможно. «Удар был молниеносным, ведь мы жили у проволочного заграждения (вблизи границы. – Прим. авт.), своим ураганным огнем он снес наше здание, как пушинку», – вспоминал Федор Дубинин. Многие из тех, кого война застала в расположении, погибли под обломками казарм. Оставшиеся в живых либо прорывались в крепость, либо бежали в город, чтобы оттуда попасть в район сосредоточения.

 

 

Рядовой Дубинин смог перебраться из казармы на конюшню, которая находилась в здании напротив. Вокруг всё гремело и полыхало. Здесь он встретил товарищей. Под огнем противника они выбрались из расположения полка и вместе с другими бойцами с боями отступали: Барановичи, Минск, Могилев…

 

Первое фронтовое письмо от сына Федора, написанное 10 июля 1941 года, родители получили из города Климовичи Могилевской области. Небольшой листок бумаги из блокнота или из записной книжки, а в строчках – буря эмоций от пережитого в первые часы войны. Здесь и ненависть к врагу, который напал, когда все еще спали, горечь сожаления, что больше не увидит погибших товарищей, но при этом уверенность ‒ несмотря ни на что, «победа будет наша, хотя и с большими для нас потерями…».

 

Под Могилевом рядовой Дубинин нашел свою часть. В начале июля 1941 года 131-й артиллерийский полк был выведен за реку Сож. В составе полка сражался в боях под г. Чериковым, где 28 июля 1941-го был тяжело ранен в спину.

 

Известие о ранении родные получили от Федора из госпиталя в Рязани, где он находился на лечении. Писал, что чувствует себя хорошо, скоро будет ходить, сейчас еще немного слаб. Успокаивал родителей, что быстро поправится, т.к. кормят и лечат хорошо. После лечения, которое затянулось на несколько месяцев, Дубинина направили в г. Славгород Алтайского края. Здесь формировалась 312-ая Сибирская дивизия, в составе 859-го артиллерийского полка, с которой Федор Федорович прошел путь от Москвы до Берлина.

 

«За меня будьте спокойны, я жив и здоров, как бык, действую на одном из направлений Западного фронта – успешно наступаем. Берегите свое здоровье…» – писал родителям уже старший сержант Дубинин в августе 1942 года. Сообщал, что получил первую правительственную награду – медаль «За боевые заслуги».

 

«…Время летит зверски быстро, у вас, конечно, думаю, дни кажутся более длинными и, несомненно, эти два года войны нелегко достались – эти полгода решающие», ‒ отмечал Федор в начале лета 1943 года.

 

В 1944 году за бои на территории Польши старший сержант Дубинин был награжден двумя медалями «За отвагу». В 1945-м как участник Варшавско-Познанской операции освобождал Варшаву, Лодзь, Познань. На улицах Познани развернулись тяжелые, ожесточенные бои. «Здесь, как в Будапеште, приходится сражаться за каждый дом», ‒ писал он в письме в феврале 1945 года. За прорыв в начале операции награжден орденом Красной Звезды, за взятие польской столицы – медалью «За освобождение Варшавы», за бои в Познани – орденом Отечественной войны ІІ степени.

 

После освобождения Познани в составе своего полка форсировал реку Одер, откуда открывался прямой путь на вражескую столицу. Участник штурма Берлина (награжден медалью «За взятие Берлина»). Войну закончил на Эльбе.

 

После войны вернулся к профессии учителя. С 1946 году преподавал в школах рабочей молодежи, в педучилище, в педагогическом институте. С 1970-го работал учителем в одной из средних школ г. Нижнего Тагила. Вел кружок авиамоделирования, увлекался туризмом. Вместе с учащимися путешествовал по Уралу. Был участником встреч и бесед со школьниками, рассказывал им о войне.

 

С 1971 году Федор Федорович поддерживал связь с музеем обороны Брестской крепости, приезжал в мемориальный комплекс. Умер в 1984 году.

 

В 1976 году Ф. Дубинин передал свои красноармейские письма в фонды мемориала. Сегодня, спустя 80 лет после начала войны, переписка близких людей, которая давно перестала быть личной, хранит память о событиях Великой Отечественной войны.

 

 

Анна УПЕРОВЕЦ, старший научный сотрудник ГУ «Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой»