Западные санкции против Беларуси – новость из разряда периодически повторяемых, однако в современных условиях данная тема обретает особый смысл.
В сознании определенной части общества за последние десятилетия успел укорениться ошибочный тезис последовательной многоступенчатости сценария: вначале было санкционное давление на высших должностных лиц белорусского государства и уже затем под этим прессом оказались отечественные ключевые субъекты хозяйствования. На самом деле и то, и другое начиналось на одном хронологическом старте практически синхронно: 6 октября 2004 года Палата представителей Конгресса США единогласно проголосовала за введение экономических санкций против Беларуси и ее Президента лично, спустя две недели тогдашний американский лидер Джордж Буш подписал «Акт о демократии в Беларуси», тем самым дав добро на их официальное вступление в силу.
Нельзя не отметить: в новейшей истории было немало примеров успешного межгосударственного сотрудничества, затрагивающего разные сферы и направления: подписание соглашения о совместном противостоянии терроризму в мире, и I белорусско-американский инвестиционный форум, и множество культурных мероприятий. Увы, сегодня приходится констатировать возвращение интенсивными темпами к исходной точке «заморозки» отношений – причем по инициативе не нашей стороны. 19 апреля появилось официальное сообщение министерства финансов США о новом витке санкций против Беларуси. В нынешний санкционный список вошли девять крупных предприятий нефтехимии.
Примечательно, что новость о возобновлении санкций озвучила американский дипломат Джули Фишер на встрече в Вильнюсе с предводителем белорусской оппозиции С. Тихановской. В самом факте такого тандема присутствует определенная символичность: постоянные призывы к западным политикам и бизнесменам применить жесткое санкционное экономическое давление на Беларусь уже успели стать своеобразным трендом этого самопровозглашенного беглого «нацлидера», ничем иным, по сути, не отметившегося. С одной стороны, очередная «победа» на внешнем фронте борьбы против белорусского «режима» лишь подчеркивает неприглядную сущность разрушительной политики Тихановской по отношению к своим соотечественникам, оставшимся на родине. С другой – побуждает признать, что главным определяющим мотивом очередного закручивания гаек и перекрытия кислорода Минску является отнюдь не только стремление Америки одобрительно следовать пылким воззваниям оппозиционной эмигрантки.
Фундаментальная основа внешней политики Соединенных Штатов исконно базируется на благородных порывах защиты прав человека. Эта идея, десятилетиями и веками протаскиваемая по всему земному шару, была и остается удобной ширмой для продвижения собственных интересов. Санкции против флагманов белорусской промышленности также привычно объясняются нарушениями прав человека. И это опять же – не более чем ширма, плохо драпирующая банальную мелкую месть Минску на фоне обостряющегося противостояния Вашингтона и Москвы.
Неослабевающий интерес Соединенных Штатов к Беларуси – вопрос, в первую очередь, не дипломатии и экономики, а геополитики. Главная ее функция – контроль над потенциальным противником, которым определена Россия. Наша республика в данном плане рассматривается в качестве непосредственно примыкающего к российской территории плацдарма, где США собирается, чего и не скрывает, обосноваться всерьез и надолго.
Надо признать: на западноевропейском направлении к российским рубежам Штаты приближаются вполне успешно – последовательно, шаг за шагом, страна за страной. Для этого проамериканская политика активно насаждается, в том числе и в бывших республиках Советского Союза. Под ее влиянием уже оказались государства Прибалтики, все более антироссийский характер принимает складывающаяся ситуация в Украине.
Сегодня на западном контуре Европы Беларусь остается фактически единственным государством, где из россиян не вылепливают негативный устрашающий образ врага. А ведь именно белорусская оппозиция – эмигрировавшая и внутренняя – в унисон работает над этим не покладая рук, попутно ратуя за переформатирование существующей государственной военной доктрины в пользу НАТО. Несложно предсказать, к чему бы это привело: с западной стороны периметр недружественности полностью закрывается, натовские подразделения, словно фигуры шахматной доски, финальным ходом передвигаются на шестьсот километров восточнее – что и требуется «звездно-полосатой» сверхдержаве.
Именно поэтому Штаты будут поддерживать действующих в их интересах белорусских демократов-либералов, в то же время не прекращая предпринимать новые попытки смены власти в Беларуси, используя для этого любые рычаги принуждения, включая санкционные.
Однако по мере углубления российско-белорусских интеграционных процессов Соединенные Штаты все более теряют вероятность удержания Беларуси на орбите собственных больших замыслов. Предсказуемой реакцией на эту очевидность становится осознание неизбежности: в свете последних событий на Беларусь будет оказываться точно такое же одинаковое по шкале силы и серьезности методичное постоянное давление, как и на Российскую Федерацию.
Необязательно быть провидцем, чтобы понимать: если конечной целью Белого дома остается разворот Беларуси на Запад, то применяемые в ее отношении санкции никак не поспособствуют такому крутому, на 180 градусов, пируэту – скорее добьешься обратного эффекта. Тот же оппонирующий действующим властям экономист Ярослав Романчук на днях признал: санкции означают потерю рынка для белорусских предприятий, и такие ограничительные меры со стороны США еще сильнее толкают отечественную экономику к кооперации с Россией.
Глеб МАЙСКИЙ
Оставить комментарий